Работодатели стали в 1,5 раза дольше искать сотрудников

Острый дефицит персонала испытывают компании из сферы образования и науки, медицины и энергетики
Евгений Разумный / Ведомости

Российские работодатели стали дольше искать сотрудников, следует из данных опросов онлайн-сервисов для поиска кадров. Больше половины представителей бизнеса заявили, что последние полгода им требуется больше времени на закрытие вакансии, следует из тематического интервью ресурса по подбору персонала «Работа.ру» и облачной HR-платформы «Сбера». Эту тенденцию подтверждает и совместное исследование площадки онлайн-рекрутинга HeadHunter (HH.ru) и агентства «Яков и партнеры». Оба опроса есть у «Ведомостей».

В среднем срок закрытия вакансии вырос в 1,5 раза – с двух месяцев в 2021 г. до трех месяцев в 2022 г., следует из данных HH.ru. В опросе (проводился в декабре 2022 г. – январе 2023 г.) приняли участие 220 крупнейших частных работодателей, их спрашивали, как изменился средний срок поиска кандидатов сейчас по сравнению с периодом до начала специальной военной операции.

По данным HH.ru, сегодня большинство (34%) работодателей ищут сотрудников от двух до трех месяцев. При этом ранее бо́льшая часть рекрутеров (31%) находила сотрудников меньше чем за месяц. Теперь менее 30 дней поиск занимает только у 11% организаций. Число компаний, закрывающих вакансии в течение одного месяца, снизилось с 25 до 16%. Количество тех, у кого подбор персонала отнимает до двух месяцев, почти не изменилось – показатель снизился с 23 до 22%. До полугода подходящие кадры разыскивают 13% компаний (ранее их доля составляла 5%). Дольше шести месяцев поиски специалистов занимают у 4%, показатель вырос на 3 п. п. (с 1%).

Больше всего трудностей у работодателей вызывает поиск сотрудников с опытом более трех лет, отмечается в исследовании HH.ru. Теперь половина компаний (55%) ищет таких специалистов дольше на 1–3 месяца. У 21% сроки поиска квалифицированных кадров выросли на несколько недель. Еще 13% организаций тратят на подбор профессионалов на 4–6 месяцев больше, чем раньше. Более чем на полгода этот период растянулся у 11% рекрутеров.

С сентября 2022 г. по февраль 2023 г. на рынок вышло много неквалифицированных сотрудников, уверены в 43% компаний, участвовавших в опросе сервиса «Работа.ру» и платформы «Пульс» (более 300 представителей российских организаций). Около половины респондентов отметили, что россияне стали чаще менять сферу деятельности. Рост откликов от кандидатов без опыта зафиксировали треть работодателей.

Острый дефицит линейного персонала испытывают компании из сферы образования и науки, а также медицины и энергетики, следует из опроса «Работа.ру». Руководителей среднего звена особенно не хватает в больницах и клиниках, а также в организациях, связанных с торговлей и информационными технологиями. Топ-менеджеров активнее прочих работодателей ищут представители IT-предприятий, энергетической отрасли и сектора недвижимости.

Почему наем усложнился

Сейчас действительно наблюдается тенденция на усложнение найма квалифицированных сотрудников, отметил член генерального совета «Деловой России» Олег Малахов. При этом в различных отраслях причины этого тренда отличаются, подчеркнул он. Например, в фармацевтической промышленности не только с развитием существующих производств, но и с появлением инвесторов из других отраслей значительно выросло количество предложений при достаточно ограниченном выборе специалистов.

«Даже для того, чтобы обучить грамотного технолога, требуется 7–8 лет постоянной практики. Поэтому выбор таких специалистов и раньше был не слишком богатым, а в нынешних обстоятельствах заметен существенный дефицит», – пояснил он. Внешнеполитическая ситуация не способствует повышению активности специалистов в поиске новой работы, если на текущей должности все стабильно, добавил Малахов, сейчас большинство работников выбирают тактику выжидания при наличии достойных условий. «И, конечно, не будем забывать о прямых и косвенных последствиях мобилизации», – сказал Малахов.

Увеличение сроков поиска персонала по большей части касается крупного бизнеса, считает профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Плеханова Павел Журавлев. Малые и средние предприятия сегодня относительно стабилизировали, отметил он. Эксперт ЦСР Асхаб Индарбаев связал тенденцию роста сроков замещения вакансий в том числе с более активным переходом граждан в категорию самозанятых.

Сегодня в России наблюдается низкий уровень безработицы, напомнил профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков. Нехватка сотрудников связана в том числе с релокацией и мобилизацией, указывает он. В то же время в стране активно развивается импортозамещение, и это создает новые рабочие места. В итоге спрос на сотрудников больше предложения, пояснил эксперт.

В феврале Росстат зафиксировал рекордно низкий уровень безработицы – 3,5%. При этом зарплаты граждан растут. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в январе 2023 г. составила 63 260 руб. – на 12,4% выше, чем в первом месяце прошлого года. За пять последних лет реальные зарплаты россиян выросли на 22,1%, сообщила ранее вице-премьер Татьяна Голикова.

Наиболее сильную конкуренцию работодателей за кадры Щербаков ожидает в сферах информационных технологий, фармацевтики, строительства и торговли. При этом издержки компаний на повышение заработной платы специалистов, по его мнению, не повлекут за собой роста потребительских цен.

Иначе считает доцент факультета экономики МГУ Олег Буклемишев: дефицит на рынке труда обычно подстегивает рост заработных плат и, соответственно, цены. Кроме того, в компаниях, которые не могут заместить вакансию, падает общая производительность, добавил эксперт.

О возможном росте цен из-за кадрового дефицита на рынке труда в декабре прошлого года заявляла и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. «Из-за возросшей нехватки персонала увеличиваются издержки компаний на рабочую силу. Это заметно по предприятиям промышленности, транспорта, логистики и строительства. Если зарплаты будут расти темпами выше производительности труда, это может привести к дополнительному росту цен через издержки бизнеса», – сказала тогда она.