Россияне не верят, что искусственный интеллект заменит их на работе

Но многие готовы делегировать ему часть своего функционала
Freepik

Большинство россиян уже применяли искусственный интеллект (ИИ) в работе или учебе, выяснили исследователи компаний iConText Group и Up & Wise, опросив в сентябре – октябре 3000 респондентов (исследование есть у «Ведомостей»). 9% респондентов пользуются ИИ регулярно, еще 27% – время от времени, а каждый четвертый начал изучать инструменты с применением ИИ и экспериментировать с ними. Каждый пятый опрошенный хотел бы попробовать современную технологию, но не знает, как это сделать. Еще 18% россиян категорически не хотят связываться с ИИ.

А вот в способностях ИИ большинство россиян сильно сомневаются. 57% считают, что он не сможет заменить врача – разве что станет помощником человека-доктора. 13% опрошенных сообщили, что не позволят ИИ поставить себе диагноз. Только каждый пятый допускает, что в некоторых аспектах медицины человек полностью уступит рабочее место компьютеру. Верящих в прогресс набралось 10%. Они полагают, что со временем ИИ станет играть ключевую роль в диагностике и лечении. При этом медицина, по мнению тех же опрошенных, – одна из сфер, которая больше многих других выиграет от внедрения ИИ. Ее называли в 26% случаев – лишь немногим реже, чем финансовую сферу (28%).

Больше всего пользы, по мнению опрошенных, ИИ принесет в промышленности (40%) и маркетинге (46%, при ответе можно было выбирать несколько отраслей сразу). А вот транспортная сфера набрала удивительно мало. И хотя по дорогам уже ездят автомобили, управляемые ИИ, в его пользу для этой отрасли верит всего 14%. Готовы ли россияне доверить свою жизнь компьютеру и сесть в машину, управляемую автопилотом? Таких всего 16%. Почти каждый третий согласится на поездку только в одном случае: если за рулем будет человек. А большинство россиян выбрали компромиссный вариант: они подождут, пока технология «будет широко протестирована и признана безопасной».

Пока что россияне не боятся, что ИИ их заменит. 22% уверены, что человеческий труд всегда будет востребован, несмотря на все достижения компьютерного разума. 40% не так категоричны – они не уверены, но сомневаются, что машины вытеснят людей с рабочих мест. При этом они не отказались бы завести помощника с ИИ. Среди оставшихся 5% ничуть не удивятся, когда компьютер заменит своих создателей во всех сферах. Остальные разошлись во мнении, в чем же сильны новые технологии. 25% считают, что они способны взять на себя технические и рутинные задачи. Как отмечают исследователи, такое мнение вполне в русле современных тенденций автоматизации и использования ИИ. А 8%, напротив, полагают, что ИИ заменит человека в работе, где нужна креативность. С одной стороны, способность к творчеству считается отличительной чертой людей. С другой – все больше алгоритмов обучается генерировать тексты, картины и музыку, отмечается в исследовании.

Несут ли новые технологии угрозу для руководителей, задача которых – принимать стратегические решения в бизнесе? По мнению опрошенных, стратегия не самое сильное место искусственного разума. 5% в этом абсолютно уверены. 12% допускают, что могут ошибаться, но считают, что компьютеры не понимают всех нюансов и тонкостей контекста. А для 61% ИИ просто еще один полезный инструмент, которым можно пользоваться при планировании. Алгоритмы способны обрабатывать большие массивы данных, но им не хватает человеческого опыта и интуиции, объясняют исследователи позицию респондентов.

Представления россиян об ИИ отчасти подтверждаются исследованиями. В сентябре бизнес-школа Гарварда и Boston Consulting Group обнародовали данные эксперимента, в котором приняло участие 758 консультантов этой компании. Им было предложено 18 бизнес-задач, основанных на реальных кейсах. Сотрудники, использовавшие ИИ, справились с ними на 25,1% быстрее и дали на 40% больше правильных решений, чем те, кто обходился только собственным мозгом. Зато ИИ пасовал в сложных задачах со множеством решений. Например, полагающиеся на искусственный разум сотрудники давали на 19% меньше верных ответов, когда нужно было подготовить рекомендации на основе финансовых отчетов и другой внутренней информации компании.

Еще более масштабный эксперимент провели ученые Стэнфорда и MIT. Около года они следили, как справляются с задачами сотрудники одной из технологических компаний из списка Fortune 500. Производительность труда «слабых» работников вырастала на 14%, когда им помогал ИИ. А вот на работе опытных сотрудников помощь ИИ почти не сказывалась – они были одинаково результативны что в одиночку, что работая в паре с ИИ.

Ведущий научный сотрудник Института AIRI и ФИЦ ИУ РАН Александр Панов не очень удивлен результатами опроса. «Люди начали пользоваться ИИ и убедились, что система работает не идеально, с ошибками, – объясняет он. – Они почувствовали свое превосходство и не очень верят, что компьютер заменит человека». Хотя в специализированных задачах ИИ может быть эффективнее человека, сейчас консенсус в профессиональном сообществе – люди и компьютеры станут работать в паре. Одна из причин – человек может заметить допущенную ИИ ошибку, продолжает Панов. Другая причина скорее психологическая, связанная с запросами клиентов. Ярче всего ее можно продемонстрировать на примере работы врачей. В медицине экспертные системы работают с 1990-х гг., выдавая рекомендации на основе данных флюорографии, меданализов и т. д. Сейчас известны примеры, когда ИИ ставил верный диагноз в ситуациях, когда доктора только разводили руками. Но ведь человек приходит к врачу не только за диагнозом. Он хочет, чтобы с ним побеседовали, успокоили, приободрили, и тут не обойтись без человека.

ИИ сейчас слаб в области фундаментальных знаний и у него не слишком развита способность строить причинно-следственные связи, говорит управляющий директор Axenix (правопреемник Accenture на российском рынке) Лариса Малькова. Он не стоит на месте и через пять лет дорастет до среднего уровня – еще не того, который показывают в фантастических фильмах, но довольно приличного, считает она. Уже сейчас ИИ – инструмент, которому нет альтернативы. Например, многие документы Малькова и ее окружение не пишут сами до последнего слова, а используют ИИ. Человек обязательно должен отредактировать получившийся текст, но в итоге помощь ИИ сильно сокращает время. «И так повсюду – ИИ не заменяет сотрудника, но сильно ускоряет его работу», – уверяет Малькова.

По наблюдениям Панова, топ-менеджмент российских компаний нацелен на внедрение ИИ. Это не только позволяет компании выглядеть современно и повышает ее привлекательность для клиентов, но и эффективно сказывается на решении задач бизнеса. Что до рядового персонала, то скептицизм здесь встречается чаще. ИИ требует долгой настройки, и сотрудникам проще сделать что-то по старинке, вручную, чем обучаться работать с ИИ и помогать в его настройке.

С восприятием ИИ в обществе происходит то же самое, что при любых технологических революциях, продолжает Малькова: есть энтузиасты новой технологий и такие же ярые противники. Большинство же воспринимает изменения поначалу с недоверием и скептицизмом, особенно если они касаются их самих, рассуждает она, тут виной и лень, и привычка к устоявшимся процессам, и нежелание переучиваться. Проходит время и новые технологии становятся нормой, резюмирует эксперт.