В России будут готовить меньше специалистов в сфере машиностроения

Негативный тренд развивается на фоне сильного дефицита кадров в отрасли
Андрей Гордеев./ Ведомости

Машиностроение – одно из наиболее важных направлений российской экономики для обеспечения технологического суверенитета страны. Там, как нигде, требуются квалифицированные кадры, заявил на пленарном заседании в рамках финала чемпионата «Профессионалы» в Санкт-Петербурге главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Александр Федотов. Но именно в этой сфере сложилась «картинка не очень радужная», добавил он.

Сразу семь российских регионов в разных уголках страны отказались готовить в этой сфере специалистов среднего звена. Это Амурская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея и Республика Тува. Годом ранее, в 2022 г., от подготовки таких специалистов уже отказались 14 регионов, сказал он.

Дефицит кадров в машиностроении сейчас находится в максимальной точке за все последние десятилетия, подтверждает Любовь Смирнова, руководитель департамента массового подбора персонала кадровой компании Manpower. Она напоминает, что индекс HeadHunter в сфере рабочего персонала (отношение количества резюме к количеству вакансий) пробил дно в ноябре, снизившись до показателя в 1,9 (острый дефицит кадров) при минимально допустимом пороге в 3,5.

Промышленности сейчас остро нужны наладчики станков с числовым программным управлением (ЧПУ), электромонтажники и слесари, но основной спрос на кандидатов сосредоточен в профессиональной группе «рабочий персонал» – 54% от общего количества открытых производственных вакансий в стране. Учитывая, что неквалифицированный персонал требуется повсеместно, работодатели из разных отраслей фактически конкурируют за одних и тех же людей на рынке труда, говорит эксперт.

Осенью 2023 г. в промышленности спрос работодателей на кадры вырос в 1,7 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, подтверждает Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы». По данным сервиса, только на наладчиков станков с ЧПУ спрос увеличился на 70% год к году.

Не хуже всех

67,90% выпускников образовательно-производственных центров в области машиностроения находят работу по специальности, следует из презентации главного научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Александра Федотова на чемпионате «Профессионалы». Это лишь немногим меньше, чем в фармацевтической отрасли, и где-то на 7 п. п. меньше, чем у железнодорожных и химических образовательных учреждений. Зато у машиностроения дела идут куда лучше, чем у сельского хозяйства или металлургии, – там по специальности устраивается около 64% студентов. Исходя из данных различных мониторингов образовательных учреждений, 70% трудоустроенных по специальности – это высокий уровень эффективности, считает Ирина Абанкина, профессор Института образования НИУ ВШЭ.

Тем не менее молодежь не всегда готова идти на производство. Доля трудоустройства выпускников образовательно-производственных центров в области машиностроения составляет 70%, треть выпускников не идут работать по специальности, заявил Федотов. В этом и кроется причина того, почему регионы стали отказываться от подготовки кадров среднего звена в этой сфере. «Это значит, что треть выпускников, которые учились вроде бы целевым образом и использовали в том числе лабораторное оборудование тех предприятий, на которых они должны были работать, в итоге не пошли туда. Наверное, надо как-то мотивировать ребят. Может, проблема в зарплате или еще в чем-то», – отметил он.

Федотов уточнил «Ведомостям», что машиностроительные специальности не относятся к «модным»: сейчас у молодежи в тренде IT и в некоторых регионах такие кадры готовятся даже с избытком. Работа в машиностроении не особо престижна и из-за низких зарплат. Только в последние полгода, по наблюдениям эксперта, работодатели начали массово поднимать ставки.

Например, по данным «Авито Работы», наладчикам станков с ЧПУ теперь предлагают в среднем 97 378 руб. – это на 40% больше, чем год назад. А в целом средние предлагаемые зарплаты в промышленности в этом году выросли вслед за спросом на 31%. Если в прошлом году компании готовы были платить в среднем 49 325 руб., то сейчас – 64 797 руб., рассказывает Кумпель.

В сфере машиностроения «целевое финансирование» предлагается крупными предприятиями, существующими не один десяток лет, объясняет Смирнова. Это мощные системообразующие компании с прекрасной школой и отлаженной системой обучения. Но фундаментальность этих компаний становится минусом для молодых специалистов: как бы ни росли зарплаты на открытом рынке, уровень дохода на старте в таких компаниях может отличаться от среднерыночного предложения на 50–70%.

Физиков меньше, лириков больше

В России в последние годы сильно снизилось количество выпускников школ, выбирающих физику для ЕГЭ. И увеличился контингент сдающих историю. «Не думаю, что среди выпускников девятых классов иная тенденция, – говорит директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. – Наши школьники не любят и не знают предметов, важных для машиностроения. Машиностроителей из СПО не только сложно выпустить и трудоустроить, но и набрать».

Еще одна причина – для подготовки квалифицированного работника нужно соответствующее оборудование, продолжает Федотов. Если раньше достаточно было токарных станков, то сейчас для подготовки специалистов-машиностроителей требуется дорогая современная техника, вплоть до обрабатывающих центров с возможностью программного управления. У региональных бюджетов, финансирующих основную массу организаций среднего профессионального образования (СПО), просто нет таких денег.

Сложности с финансированием часто становятся основной причиной, почему регионы отказываются от подготовки специалистов среднего звена для машиностроения, согласна профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Почти все колледжи финансируются регионами. Власти перераспределяют ресурсы на образование в пользу тех направлений, которые относятся к стратегическим приоритетам региона. Остальным финансирование урезается или вовсе прекращается.

Из-за того что студенты колледжей не готовятся на современном оборудовании, они часто сталкиваются с препятствиями при приеме на работу. Разрыв между квалификацией выпускников и требованиями компаний превращается в настоящую проблему, считает директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Владимир Блинов. Например, предприятиям не хватает не просто станочников, а станочников высокого разряда, который достигается многолетней практикой.

Освобождаемую региональными колледжами нишу занимают учебные заведения с федеральным финансированием, отмечает Абанкина: «Наши вузы стали очень диверсифицированными и все чаще открывают у себя программы СПО, в том числе по специальности «машиностроение». Кроме того, в условиях, когда регионам не под силу закупать современное оборудование и нанимать высококвалифицированных педагогов, важную роль играет госпрограмма «Профессионалитет», добавляет Блинов. В ее рамках федеральный бюджет направляет по 100 млн руб. каждому колледжу, который вошел в эту программу. Но, учитывая масштабы программы, ее можно называть пока скорее экспериментальной, замечает эксперт.

На «Профессионалитет» возлагает большие надежды и Абанкина. В рамках программы создаются кластеры, в которых подготовкой специалистов занимаются совместно учебное заведение и предприятие, которое предоставляет доступ к оборудованию и наставников. Оно готовит кадры «под себя» и затем охотно нанимает выпускников.