В России остро не хватает таксистов

Дефицит возник на фоне роста спроса на поездки и нехватки самих автомобилей
Максим Стулов / Ведомости

Во второй половине этого года спрос на поездки в такси по всей России восстановился до уровня 2021 г. При этом отрасль испытывает сильный дефицит кадров. К осени нехватка водителей составила 72 000 человек, а общее число действующих разрешений на таксомоторную деятельность сократилось на 13,6%, подсчитали эксперты Аналитического центра при правительстве России в исследовании, которое они подготовили на момент вступления в силу нового закона о такси в сентябре 2023 г. Как пояснили «Ведомостям» авторы исследования, эти данные не включают текучесть кадров в отрасли (составляет 19% в год, по данным исследования центра от 2021 г.) и анализируют число необходимых водителей, которые должны работать каждый день, чтобы обеспечить спрос на поездки.

Но в пиковый сезон, в декабре, отрасли понадобится еще больше водителей – 80 000 человек, уточнили в «Яндекс такси». Только такое число водителей позволит сбалансировать спрос и предложение, а также нормализовать цены, объяснил представитель компании. В Аналитическом центре при правительстве добавили, что новая цифра может включать в том числе замещение числа водителей вследствие достаточно высокой текучести кадров в этой профессии, а также дополнительное число водителей, чтобы закрыть текучесть в ближайшее время.

Слишком большие издержки

Отток водителей эксперты Аналитического центра связывают с растущими финансовыми и административными издержками, а также с мобилизацией, оттоком мигрантов из крупных городов и перетоком кадров в другие сферы экономики.

Авторы исследования и «Яндекс такси» видят причину также в том, что часть водителей покидает отрасль из-за возросших расходов на автомобили и их обслуживание. По данным Аналитического центра, расходы водителей выросли в 1,5 раза за два года. Сильнее всего на рост издержек повлияла цена новых авто – затраты на амортизацию нового автомобиля в расчете на километр пробега выросли на 63% за два года (абсолютные цифры не приводятся). Помимо этого таксисты несут затраты на техобслуживание, топливо, лизинг автомобилей и страхование ОСАГО для такси. В целом доля расходов на эксплуатацию автомобиля такси составляет до 40% цены поездки.

К этому добавляется еще и дефицит автомобилей такси. По данным Аналитического центра, относительно уровня 2021 г. он составил 21,4% при потребности отрасли в 40 000–50 000 автомобилей ежегодно.

Но сами таксисты винят в происходящем не столько рыночную ситуацию, сколько госрегулирование. Новый закон № 580-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2023 г., обязал водителей получать разрешение на деятельность, самостоятельно выписывать себе путевые листы, проходить ежедневные медицинские и технические осмотры, за свой счет перекрашивать автомобиль в требуемый в регионе для такси цвет, приобретать специализированный полис ОСАГО, который в 10–20 раз дороже стандартного при том же страховом покрытии, и запретил управлять такси лицам с непогашенной судимостью. «Новый закон о такси предъявляет к самозанятым водителям на личных автомобилях все те же требования, что и к таксопаркам. Для физлиц эти требования сверхзатратны и неисполнимы», – отметил сотрудник такси «Максим», попросивший не называть его имени в печати. Он добавил, что его компания оценивает дефицит водителей в 30%.

Усталость и падение доходов

Еще одна причина оттока таксистов из отрасли – падение доходов. И это при том, что, по данным hh.ru, работающие в этой профессии получают неплохие деньги. По данным недавнего исследования hh.ru, они оказались на 1-м месте по доходам среди рабочих специальностей. Hh.ru проанализировал 782 000 вакансий за 2023 г. и выяснил, что в среднем таксист зарабатывает до 105 000 руб. в месяц. На такие деньги могут рассчитывать водители из городов с населением от 500 000 до 1 млн человек. Их коллеги в городах-миллионниках зарабатывают чуть меньше – 95 000 руб. в месяц. А в небольших городах, где живет от 50 000 до 500 000 человек, средний таксист получает ежемесячно 82 000 руб.

Доход таксиста отнюдь не равен его чистой прибыли, отмечает председатель московского профсоюза таксистов «Добро» Николай Кодолов. У них большие расходы. Например, в Москве около 1500 руб. в день уходит на бензин, от 2000 руб. в день – на аренду машины плюс мойка и комиссия агрегатора 25–30%. Кодолов считает, что если вычесть все расходы, то более 90 000 руб. в месяц останется на руках в лучшем случае у 10–15% московских таксистов. Для этого им придется работать по 28–30 дней в месяц и обладать достаточным знанием города, опытом и аналитическими навыками, чтобы избегать холостых пробегов. По данным Аналитического центра, доля, которую таксист получает от поездки, не меняется с 2021 г. и составляет около 47% без учета налогов.

Помимо недовольства доходами в работе таксистов, по выражению Кодолова, есть несколько «точек боли», которые профсоюз «Добро» сейчас обсуждает с агрегаторами. Главная проблема – выгорание. Чтобы заработать, несмотря на рост издержек, таксисты трудятся более 11–12 часов в день и без выходных. Через 3–4 месяца это приводит не только к усталости и нервным срывам, но и к проблемам в семьях: дома у водителя не остается сил на семейные обязанности. Кроме того, растет раздражение: на работе негативные эмоции вызывают не всегда понятные схемы выдачи заказов в агрегаторе, автохамы и даже клиенты, которые громко разговаривают или слушают музыку. Позволить себе выходные каждый уикенд водители не могут – в столице это сократит месячный заработок примерно на 40 000 руб., рассказывает Кодолов.

По данным такси «Максим», в регионах 65% от общего объема заказов выполняют люди, для которых такси – это подработка к основной профессии. Новые правила работы фактически отсекли им возможность работать в такси.

Сейчас в такси остались в подавляющем большинстве опытные водители-профессионалы и теперь за них идет тихая борьба между агрегаторами, отмечает управляющий директор «Ситимобила» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. А «Яндекс такси» в своем отчете за III квартал отмечает, что многие новые водители подключаются к более дорогостоящим тарифам «Комфорт» и «Комфорт+». При этом владельцы машин эконом-класса менее охотно идут в такси, что, возможно, по мнению агрегатора, стало одной из причин подорожания: по его статистике, в крупных городах чаще стали заказывать машины с повышенным уровнем комфорта, которые стоят дороже «Эконома».

Высокие цены и мотивация

Чтобы окупить растущие расходы и мотивировать водителей оставаться в отрасли, рынок вынужден адаптироваться к росту издержек, отметили авторы исследования из Аналитического центра. По их подсчетам, средняя цена поездки увеличилась на 23–29% с 2021 г.

Эту же тенденцию отмечают в «Яндекс такси». Аналитики сервиса сравнили среднюю стоимость минуты поездки за период с декабря 2022 г. по ноябрь 2023 г. с аналогичным периодом годом ранее. В статистике были учтены сезонные колебания, что позволило включить в расчет декабрь как сезон пикового спроса, а также разница в ценах между регионами. В Московском регионе (столица и область) средняя цена минуты за год выросла на 19%, а в Ленинградской области, включая Санкт-Петербург, – на 21%. Более всего, согласно данным «Яндекс такси», поездки выросли в цене в Ростовской области (на 27%), менее всего – в Самарской (на 17%).

На 15,83%

повысились цены на такси в России с января по сентябрь 2023 г., подсчитали в Росстате. За тот же период 2022 г. они выросли всего на 5,57%

Для многих россиян такси – одно из главных средств передвижения, поскольку не везде общественный транспорт работает так хорошо, как в Москве, замечает Кодолов. По его мнению, число поездок растет еще и из-за того, что в России снизился зарубежный туризм и бурно развивается внутренний, люди больше перемещаются по стране и городам.

В Аналитическом центре при правительстве беспокоятся за регионы еще и потому, что в регионах население более чувствительно к росту цен, чем в крупных городах, при этом работа в такси служит источником дохода для многих тысяч семей. «Любые решения, направленные на снижение требований к отрасли и сокращение затрат перевозчиков, приведут к росту показателей отрасли, и наиболее значимыми они будут именно в регионах», – констатирует главный эксперт управления транспорта и строительства Аналитического центра Алексей Зомарев.

Удержание одновременно и водителей, и цен для пассажиров – задача практически невыполнимая, здесь надо идти дорогой компромиссов, полагает Коваленко. Он добавляет, что нужно понимать: если число водителей не вырастет, цены все равно продолжат рост. При этом упадет качество услуг и скорость подачи автомобиля.

Начать надо с доработки законодательства, призывает собеседник «Ведомостей» из такси «Максим». В стране существуют разные модели предоставления услуг такси, обусловленные региональной спецификой, нужно разработать и применять дифференцированный подход к регулированию самозанятых водителей и таксопарков, считает он. Как только водителям станет проще работать и зарабатывать в отрасли легально, проблема кадров исчезнет сама по себе.