Правительственная комиссия одобрила повышение оплаты за сверхурочные работы

Законопроект придется принять после жалобы сторожа из Кузбасса
Freepik

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила разработанные Минтрудом поправки в Трудовой кодекс (ТК) о включении в оплату за сверхурочные работы компенсационных и стимулирующих выплат. Законопроект разработан во исполнение решения Конституционного суда (КС) по жалобе сторожа из Кемеровской области.

Поправки (есть у «Ведомостей») будут внесены в ч. 1 ст. 152 ТК РФ и предусматривают, что сверхурочная работа оплачивается исходя из зарплаты, включая компенсационные и стимулирующие выплаты с учетом фактических результатов труда, достигнутых в период времени, отработанного сверхурочно, за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Действующая редакция указанной статьи ТК не предусматривает включение в сверхурочные компенсационных и стимулирующих выплат.

На эту несправедливость в КС пожаловался сторож Анжеро-Судженского центра бухгалтерского учета и хозяйственного обслуживания учреждений культуры (Кемеровская обл.) Сергей Иванченко, работающий по сменному графику более четырех лет. Его зарплата состоит из оклада (3200 руб.), надбавки за выслугу лет и доплаты до МРОТ, к зарплате применяется районный коэффициент в размере 1,3. Сторож посчитал, что это не обеспечивает повышенную оплату работы в ночное время, и предлагал исходить из МРОТ при расчете компенсационных выплат, а не из оклада, как это делает работодатель.

27 июня КС постановил по жалобе Иванченко, что работа в ночное время считается отклонением от нормальных условий труда и должна вести к повышению зарплаты. В решении суда указывалось, что зарплата работника может включать в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, но законодательством не установлено допустимое соотношение между тарифной частью зарплаты (ставкой либо окладом) и надтарифной, а также четко не определено, какие выплаты, входящие в состав зарплаты, подлежат увеличению при оплате сверхурочных работ.

В результате сверхурочная работа зачастую оплачивается исходя лишь из тарифной ставки или оклада, которые, как правило, составляют не более 10–25% зарплаты. Таким образом, работник за сверхурочную работу получает оплату, которая может оказаться ниже оплаты за ту же работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени. КС признал положения ч. 1 ст. 152 ТК не соответствующими Конституции и постановил внести в нее изменения.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что предлагаемая редакция нормы ТК «учитывает разнообразие применяемых работодателями систем оплаты труда, в том числе включающих выплаты по тарифным ставкам и окладам, бестарифной, сдельной и иных систем». Отмечается, что принятие законопроекта не будет являться основанием для пересмотра работодателем ранее установленных условий, предусматривающих оплату сверхурочной работы в более высоком размере.

Повышение размера оплаты за сверхурочную работу станет одной из гарантий справедливого вознаграждения за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда, говорит общественный деятель, руководитель юридического центра «Новикова & партнеры» Ольга Новикова. По ее словам, несмотря на то что законодателем установлены надбавки, доплаты за сверхурочные работы и ночные смены, «по факту заработная плата оказывается мизерной и несоразмерной».

В случае принятия законопроекта положения трудового законодательства, регулирующие размер оплаты сверхурочной работы, будут в целом соответствовать позиции КС, сказал партнер адвокатского бюро «Жданов, Койда, Рубальский и партнеры» адвокат Григорий Жданов. «Но основная проблема, на которую КС обратил в своем постановлении внимание, но не разрешил ее, это (как указал сам КС) широко распространенная в бюджетных организациях практика установления тарифных ставок и окладов (должностных окладов) в размере менее минимального размера оплаты труда и применения так называемых доплат до МРОТ», – добавил он. По словам Жданова, именно эта практика и породила проблему в деле Иванченко: «Возможно, правильным было бы рассмотреть вопрос, соответствует ли основному закону страны и ТК установление тарифных ставок и окладов в размерах менее МРОТ».