Платформенная занятость становится основным источником дохода

При этом фрилансеры начали чаще задумываться о пенсии
Freepik

В 2023 г. в России почти в 2 раза (с 45 до 79%) выросла доля платформенных занятых, для которых эта деятельность стала единственным источником заработка, говорится в исследовании Центра стратегических разработок (ЦСР) «Социальные гарантии для платформенных занятых в России – 2024» (есть у «Ведомостей»). Для 90% респондентов она приносит более 50% дохода, отмечено в документе.

Источником данных был количественный опрос платформенных занятых по многоступенчатой выборке, включающей и крупные города, и удаленные территории. Опрошено было 1300 человек. Платформенная занятость предполагает, что частные специалисты используют для поиска клиентов интернет-платформы (агрегаторы), которые, в свою очередь, выступают их посредниками. По оценке заместителя генерального директора ЦСР, одного из авторов исследования, Лоры Накоряковой, на данный момент существует более 100 российских агрегаторов.

Большая часть опрошенных (81%) оформлены официально, следует из опроса. При этом больше всего зарегистрированных среди водителей такси и курьеров. Часть из них отметили, что их занятость оформлена через посредника (таксопарк, кадровое агентство). Самые распространенные способы устройства – это трудовой договор (37%) и самозанятость по гражданско-правовому договору (31%). Еще часть опрошенных заявили, что работают с платформами в качестве ИП и на фрилансе.

Понятия платформенной и самозанятости закреплены в новой редакции закона «О занятости населения», принятой в ноябре 2023 г. Документ содержит только определения такой деятельности – положения о ее регулировании были исключены в ходе рассмотрения законопроекта и должны войти в отдельный закон-спутник. Представитель Минтруда сообщил «Ведомостям», что этот закон находится в стадии обсуждения и будет внесен на рассмотрение Госдумы в весеннюю сессию.

Социальные гарантии

Авторы исследования подсчитали, что в 2023 г. доля самозанятых на платформах, делающих отчисления в Пенсионный фонд, выросла в 2 раза (48% из них осуществляют добровольные взносы). Это, по мнению экспертов, говорит о «новом тренде» увеличения доли тех, кто после окончания трудовой деятельности планирует жить за счет государственных выплат.

При этом каждый второй платформенный занятый отмечает, что у него уже есть социальные гарантии – они отличаются в зависимости от сферы деятельности. На первом месте по предоставляемым благам в 2023 г. – оплата труда, соответствующая фактически отработанному времени (23% опрошенных). Чаще всего такая социальная гарантия была у курьеров. На втором месте – предоставление всего необходимого для работы (16%). На третьей и четвертой позиции – возмещение расходов на мобильную связь (15%) и транспорт (14%). Пятое место занимает страхование от несчастных случаев (13%), чаще всего эта гарантия доступна для таксистов.

В 2021 г. респонденты отмечали основную помощь со стороны онлайн-платформ в отношении детей: предоставление декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком (16%), выплаты при рождении (10%) и организация досуга для семьи (6%).

Портрет платформенного занятого

В основном эту форму занятости выбирают за удобство графика, простоту регистрации, а также своевременность и частоту оплаты, говорится в документе. Больше всего привержена такой форме занятости молодежь – специалисты до 35 лет составляют 52% рынка, хотя в целом их средний возраст немножко подрос – с 31 до 36 лет. Молодые работники в основном выбирают работу курьером (39% не старше 24 лет), еще 33% курьеров находятся в возрасте от 25 до 35 лет.

Четыре из десяти имеют высшее или неоконченное высшее образование, что на 13 процентных пунктов выше, чем в 2021 г. Большинство из них занято в таких сферах, как оказание компьютерной помощи (70%), изготовление изделий на заказ (71%), выполнение юридических и бухгалтерских работ (86%), обучение, репетиторство, переводы и дизайн (по 94%).

В целом доля женщин среди занятых на платформах увеличилась за 2021–2023 гг. с 38 до 49%. Как правило, они идут в сферу «исполнителей других услуг» (82%).

Продолжится ли рост

Популярность платформенной занятости объясняется тем, что она доступна для большинства категорий населения (молодежь без опыта работы, пенсионеры, матери с детьми), пояснил председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. Платформенная занятость как новая форма будет развиваться и дальше, но «взрывной рост в современных российских условиях вряд ли возможен в силу серьезных конкурентных преимуществ у работы в традиционной экономике», считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Среди минусов платформенной занятости она перечислила отсутствие социальных гарантий, нестабильность заработков в случае вынужденных перерывов или снижения интенсивности труда. Также, по ее словам, есть сложность, связанная с применением алгоритмов онлайн-платформ, которые «некоторым работникам кажутся несправедливыми, а большинству и вовсе непонятны».

В ближайшие два года сложится тенденция усиления сегмента платформенной занятости, соглашается Накорякова. При этом она полагает, что тренд относительно единственного источника дохода может к 2025 г. несколько ослабеть, так как пока наблюдаются последствия «ковидного периода» и других «шоковых событий 2020–2021 гг.». Кроме того, эксперт признает серьезным барьером развития такой занятости ограниченность карьерного роста.

«Проблема в том, что современные цифровые платформы сочетают самые передовые информационные технологии с наиболее архаичными формами организации труда, для которых характерны разрозненность трудящихся, нестабильность и незащищенность занятости», – добавляет председатель независимого профсоюза «Новый труд» Дарья Митина.

Риски работы

Ключевая юридическая проблема такой занятости – потенциальная возможность признания трудовыми отношений между лицом, оказывающим услуги, и юридическим лицом, выступающим от имени платформы, считает партнер Five Stones Consulting Александр Карпухин. «По существу, такие отношения внешне очень похожи на трудовые, при этом на самом деле они ими не являются, так как платформа – лишь агрегатор и распределитель заказов», – уточняет Карпухин.

15,5 млн человек

используют платформы для заработков, оценивали в НИУ ВШЭ в мае 2023 г.

«Благодаря активной работе юристов платформ и казуистике сформированных документов при наступлении рисков и неблагоприятных последствий для исполнителей агрегаторы сервисов чаще всего остаются в стороне от ответственности», – подчеркивает директор практики организационного развития «КСК групп» Михаил Меркулов.

Риски платформенной занятости сильно зависят от формата работы (на месте или дистанционно) и способа юридического оформления оказания услуг, поясняет руководитель исследований рынка D&A Partners Александра Звягинцева. Наиболее незащищенная категория – это низкоквалифицированные работники, у которых отсутствует право на получение выплат в связи с травматизмом, а также возможность претендовать на больничный и пособие по безработице, говорит Звягинцева. Для работодателя, по ее словам, основной риск заключается в том, что заключенные отношения с исполнителем могут быть признаны трудовыми отношениями, что повлечет различные штрафы.