Статья опубликована в № 3801 от 31.03.2015 под заголовком: Советы консультанта: Как не нанять бомбу с часовым механизмом

«Как предупредить вход в компанию высокорискованных сотрудников»

Алексей Григорьев, управляющий консультант отдела исследований и разработок CEB SHL (Россия и СНГ)
Алексей Григорьев, Управляющий консультант отдела исследований и разработок CEB SHL (Россия и СНГ)

Головная боль эйчаров производственных компаний – подбор массовых позиций. Шахтеры, слесари, сборщики, операторы конвейерных линий кажутся на первый взгляд винтиками в большом механизме, однако посвященные знают, что это далеко не так. Стоит такому винтику не попасть в резьбу – и бесперебойная работа огромного механизма (конвейера, цеха, шахты, завода, фабрики) оказывается на грани срыва.

Причем ладно бы дело шло о снижении норм выработки или потерях эффективности. По данным Международной организации труда, несчастные случаи на производстве приводят к 6000 смертей ежедневно. Пострадавших же гораздо больше – около 270 млн в год. Причем эти страшные цифры растут примерно на 10% в год.

К двум большим группам последствий рисков на производстве (экономические и человеческие потери) можно смело прибавить еще одну – потери репутационные. Любое мало-мальски значимое подобное событие может мгновенно обернуться снижением стоимости акций компании и падением авторитета ее руководства.

К негативным последствиям могут привести три фактора: сотрудник, процесс или оборудование. В то же время процессы организует сотрудник; установку, обслуживание и проверки работоспособности оборудования также выполняет сотрудник. Таким образом, в корне всего – человеческий фактор: некомпетентный, безответственный сотрудник. Как же заранее обезопасить свое предприятие от таких горе-сотрудников?

Проведенные нами исследования показали, что в среднем к высокому поведенческому риску склонен каждый восьмой сотрудник, каждый четвертый считает своих коллег некомпетентными и 7 из 10 ошибок на производстве скрывается от руководства.

Каковы же причины, ведущие к рискованному поведению сотрудника? Можно выделить пять зон риска:

1) неспособность усваивать правила и регламенты, обеспечивающие безопасную работу с обслуживаемым или используемым оборудованием;

2) безответственное отношение к правилам и инструкциям. Сотрудник должен не только знать и понимать инструкции, правила, регламенты, связанные с эксплуатацией оборудования, но и выполнять их, ответственно относиться к своим обязанностям;

3) неспособность поддерживать свою эффективность в стрессовых условиях. Эмоциональная устойчивость в сложных производственных условиях, при выполнении подчас однообразной работы с высокими плановыми показателями выработки позволяет контролировать свои действия и избегать ошибочных, нелогичных и хаотичных поступков;

4) склонность к риску. Большой опыт работы часто приводит к завышенной оценке собственных умений, навыков и возможностей. Сотрудник, исходя из того, что «раньше я так делал и ничего не случалось», постепенно неосознанно увеличивает степень риска своих действий, и в конце концов висящее ружье выстреливает;

5) непонимание своей командной роли (в бригаде, забое, цехе, у ленты конвейера) – сотрудник не принимает во внимание, что его ошибка отразится на работе его коллег, работающих рядом с ним.

Зная эти опасные зоны, остается лишь отсекать на входе таких сотрудников, не давая им пройти внутрь вашей компании.

Инструменты оценки должны быть простыми, быстрыми и недорогими, ведь речь идет о низовых массовых позициях с высокими показателями текучести. Одна из хлебопекарных компаний убедилась, что у работников, получивших низкие оценки по уровню риска, в 2 раза реже происходят несчастные случаи на производстве. Это позволило применять выбранную методику при отборе и таким образом закрывать рискованным кандидатам двери в компанию.

Автор – управляющий консультант отдела исследований и разработок CEB SHL (Россия и СНГ)