Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 3828 от 12.05.2015 под заголовком: Советы консультанта: Красивые слова руководителя

Топ-менеджеры научились ораторствовать

Осталось понять, поможет ли им ораторское искусство вывести компанию из кризиса
Анна Бурова, руководитель направления консалтинга ManpowerGroup Russia

Обсуждали с коллегами роль ораторского искусства в кризис. И я вспомнила эпизод с конференции в Европе в начале 2000-х. Там выступали будущие звезды – основатели бизнеса в стиле Funk и других направлений в менеджменте, значимость в которых ораторского искусства сложно переоценить. Аудитория – по большей части женщины-кадровики, которые выполняли тяжелую работу по мотивации людей в компаниях, – слушала ораторов с открытым ртом. И тут на сцену вышел пожилой спикер в скромном сером костюме и без какой-либо презентации. Он тихим голосом поведал историю о том, как старейшая страховая компания, в которой он работает, однажды отказалась застраховать судно. Этим судном оказался «Титаник». Сейчас эта история воспринимается почти как сказка – невозможно же представить себе спикера без слайдов на крупной международной конференции. Когда я рассказываю эту историю сотрудникам компании, руководство которой любит ораторствовать, а не заниматься конкретными задачами, в глазах слушателей видна печаль. В последние годы количество руководителей, умеющих призывать, постоянно росло. Они пришли на смену тем управленцам, которые действовали в начале 90-х по принципу «действовать, а не разговаривать». На заре российского капитализма молчаливость топов объяснялась отсутствием знаний в области менеджмента и опыта руководящей работы, а теперь топы ораторствуют много, но без пользы для дела.

Среди клиентов редко встретишь руководителя без диплома МВА. Но у него отсутствует такая базовая компетенция, как управление исполнением подчиненных. Он знает теорию, готов воодушевлять, мотивировать, вовлекать. Но он не умеет задавать вопросы и вникать в детали работы сотрудников, искать ошибку в процессах, которая снижает эффективность всей работы. И примера взять ему не с кого. Молодое поколение топов училось-то у начальников, которые «шашкой махали» на этапе становления бизнеса и которым было не до деталей и вопросов. Сейчас пора уже перестать ораторствовать, нужно засучить рукава и сесть вместе с сотрудниками завалы разгребать. Они образовались из нагромождения концепций, теорий, ненужных процедур. И тем руководителям, кто сумеет эти завалы разобрать, не понадобятся красивые слова и слайды, чтобы заставить себя слушать.

Автор – карьерный и кадровый консультант, руководитель проекта «Карьерный потенциал»