Право на отдых надо заслужить

Мелкие радости повышают производительность труда

Недавно на корпоративном тренинге руководитель финансовой службы одной производственной компании сказал, что если он доволен рабочими результатами недели, то они с семьей весело проводят выходные в гостях или на даче, а если недоволен – то он остается дома, просто настроения веселиться не возникает. И выходные оказываются тягостными, неудачными. А вот сейчас он не может уйти в отпуск, так как один значимый проект продвигается очень тяжело и, пока не появятся первые результаты, он вынужден будет оставаться в Москве.

После его слов я вдруг вспомнила эпизод из школьного детства. После занятий мы с подружками часто покупали мороженое у метро «Добрынинская», перед тем как разбежаться по домам. Однажды, опасаясь сложной контрольной, я прогуляла пару уроков, но, прежде чем отправиться домой, как обычно, купила любимое эскимо. Это был единственный случай, когда я мороженое доесть не смогла. Оно было незаслуженным и невкусным – ведь я малодушно прогуляла занятия.

Между тем эта вроде бы несерьезная тема породила вполне серьезные исследования. Летом 2014 г. в одном американском университете был проведен интересный эксперимент. Испытуемым в течение целого дня давали разные интеллектуальные задачи с конкретным ожидаемым результатом – например, нужно было перевести текст на иностранный язык, решить математическое уравнение и т. д. Каждому участнику давалось право самостоятельно делать перерывы на отдых, одновременно включающие и мелкие удовольствия: вкусные блюда, яркие видеосюжеты и даже расслабляющий массаж. В процессе работы испытуемые также регулярно отмечали, как они оценивают уровень своей рабочей энергии. Реальную же производительность – быстроту и качество выполнения предлагаемых задач – фиксировали экспериментаторы. Как выяснилось, большинство участников эксперимента (около 65%) делали перерывы только после того, как добивались сколь-нибудь весомого с их точки зрения результата. Эти испытуемые ориентировались не на свое внутреннее состояние, а на полученный результат. Уровень энергии практически не влиял на их готовность сделать перерыв. Каждый раз, отвечая на вопрос: «Почему вы сделали перерыв именно сейчас?», испытуемые давали стандартный ответ: «Так как я получил результат (перевел текст, решил уравнение), то заслужил перерыв, и я даю себе право на отдых».

Но откуда берется это право? Общая система воспитания построена так, что у ребенка с раннего детства формируется установка: пока я не сделаю нечто важное (не выполню все то, что я пообещал старшим, не сделаю домашнюю работу), я не имею право на развлечения. В противном случае от старших последует наказание. То есть делу время, потехе час. А если эти условия будут нарушены и даже если наказания удастся избежать, то включается уже внутреннее чувство вины, которое не даст возможности полностью насладиться незаслуженными радостями.

К тому же предвкушение предстоящего отдыха позволяет нам часто активнее включиться в дело, мобилизоваться, заставить себя действовать и не растягивать текущую работу на долгие часы, не отвлекаться на множество перерывов. Это дополнительный стимул для работы: да, я все сделал и заслужил награду.

Однако вернемся к эксперименту. В отличие от большинства участников американского исследования 35% испытуемых делали перерывы, как только чувствовали усталость и снижение общей энергии. Они ориентировались на собственные ощущения, на состояние ума и тела, а не на результат работы. Они считали, что имеют право на отдых, когда в нем появляется необходимость. И реальная производительность именно этих участников оказалась на 20% выше, чем других. Поэтому надо прислушиваться к себе. Если вы устали, надо сделать перерыв, взять отпуск, насладиться летом или просто побаловать себя приятными мелочами или прогулками. В итоге ваша производительность только повысится.

Автор – партнер компании «Экопси консалтинг»