Благотворительность без денег ценится все больше

У бизнеса есть много возможностей помогать, не тратя ни копейки

Самым распространенным мифом о благотворительности был и остается ее монетарный характер: и граждане, и компании говорят, что и рады бы стать филантропами, да вот денег нет. То кризис им мешает, то доверия потенциальным получателям нет, то государство им «должно» все обеспечить.

И это правда – доверие все еще остается важным фактором, сдерживающим развитие благотворительности. Если граждане уже с гораздо большим энтузиазмом откликаются на призывы о помощи, то для бизнеса выбор благополучателя по-прежнему остается сложным, особенно если речь идет о деньгах.

А что есть у бизнеса еще, что могло бы быть интересно и полезно как гражданам и социальной сфере в целом, так и самому бизнесу? Самый распространенный ответ последних лет – сотрудники и их активное участие в волонтерской деятельности при поддержке компаний. Благодаря кризису или Олимпиаде, но каждая крупная российская компания сегодня поощряет сотрудников к участию в волонтерстве, используя при этом разные методы: выступая организатором акций, проводя конкурсы инициатив своих сотрудников, приглашая благополучателей активнее вовлекать сотрудников в собственные проекты. И это дает свои результаты: вовлеченность граждан в социальную сферу расширяется как круги по воде, ведь за отдельным сотрудником приходят члены его семьи, друзья и знакомые. Уверена, уже очень скоро от поездок в детские дома с подарками мы перейдем к другим форматам волонтерства – хорошо знакомому многим шефству или менторству, постоянному участию в жизни конкретных организаций, регулярным частным пожертвованиям, а значит, социальная сфера должна подготовить предложения и форматы вовлечения сотрудников, учитывая их возможности и вместе формируя интересы.

Только это лишь один из возможных инструментов участия в жизни местных сообществ. Среди других, пока не очень распространенных, но уже существующих в нашей стране, можно предложить вот какие.

Участие в различных комитетах и советах. Обладая знаниями в самых разных сферах, а также системно инвестируя в социальные вопросы, наши бизнесмены являются уникальным ресурсом как для государства, так и для некоммерческих организаций. Практика участия компаний достаточно широко распространена в общественных советах министерств и ведомств, но не всегда правильно позиционируется обеими сторонами. Некоммерческие же организации зачастую видят в членах своих попечительских советов только возможность привлечения средств и не всегда используют их знания и связи для профессионального развития.

Предоставление помещений и других материальных ресурсов некоммерческим организациям и гражданам. Простаивающие по выходным переговорные, а также помещения, не сданные в настоящий момент в аренду, могут быть отличной возможностью для партнеров из социальной сферы собраться на конференцию, провести мастер-класс или использовать помещение под офис даже на ограниченный период времени. Коворкинговые пространства есть далеко не во всех городах и не всегда подходят под нужды благополучателей, а собрать средства на аренду им почти не под силу. Для компаний же в качестве затрат это может вылиться в стоимость обеспечения доступа к помещениям в выходной, а в случае неиспользуемых площадей – даже в прибыль: благополучатели, возможно, смогут покрыть расходы на коммунальные платежи.

Контракты на оказание услуг. Вслед за государством, которое как минимум на словах стремится привлечь некоммерческие организации к оказанию услуг в социальной сфере, это может сделать и бизнес. Курьеры, помощь в организации мероприятий или даже организация питания – это те сферы, где контрактором может стать НКО. А если кто-то готов открыть корпоративный детский садик или реабилитационный центр, то о партнерах из некоммерческого сектора стоит подумать серьезно.

А еще, организуя обучение для своих сотрудников по управлению проектами, публичным выступлениям или новым технологиям, можно пригласить к участию и благополучателей, если вы хотите видеть их заявки четко продуманными, а пресс-релизы – качественными. Или, собираясь в следующий раз на конференцию по обмену опытом с коллегами, оплатите участие в ней партнера из некоммерческой организации, а по возвращении соберите партнеров и поделитесь полученной информацией.

Все эти мелочи, которые могут не стоить компаниям дорого, не менее ценны для общества, чем деньги, а добавленные к финансам способны придать устойчивости вашим партнерам из некоммерческого сектора и сделать вашу совместную работу более эффективной.

Автор – исполнительный секретарь «Форума доноров»