Ресурсы против компетенций, или Бизнес на перепутье

Какая стратегия развития сегодня нужна крупному бизнесу

Сегодня, когда неопределенность зашкаливает, в головах у крупных бизнесменов наблюдается жесточайший конфликт. Ведь традиционный российский бизнес основан на доступе к ресурсам. Невзирая на природное богатство России, классический российский бизнесмен верит, что именно природные ресурсы (нефть, земля, вода, лес) рано или поздно окажутся в дефиците, а отнюдь не станки, люди и технологии. Потому в России маржа оказывалась выше на первых переделах – ближе к ресурсам (в мире наоборот: чем сложнее передел, тем выше рентабельность). Крупные предприниматели были нацелены на построение вертикально-интегрированных компаний и основные усилия тратили на интеграцию не вверх, к сложным переделам, а вниз – к ресурсам, чтобы обеспечить безопасность бизнеса. В результате пока западный бизнес развивался в сторону специализации и диверсификации, наш бизнес врастал корнями в землю. И лишь один нематериальный ресурс в России ценился и ценится так же высоко, как материальный, и даже выше – административный ресурс. Но и он ценится прежде всего потому, что дает доступ к искомым материальным ресурсам.

И сегодня «ресурсные» бизнесмены оказались на перепутье. За последние два года ресурсы (нефть, уголь, металл) в разы обесценились; то же самое произошло и с другим традиционным активом – недвижимостью: ее стоимость в долларах упала вдвое. Однако глубинная вера в их незыблемую ценность осталась. И в самом деле: во что еще вкладывать деньги? В людей, которые в любой момент разбегутся? В ноу-хау, которые украдут? В эфемерные компетенции, которые нельзя пощупать?

Споры на эту тему я слышу во множестве компаний. Вот дискуссия в крупном инвестиционном фонде: «продаем производство и покупаем долю в интернет-бизнесе» – «нет, инвестируем в импортозамещение, в производство». Дискуссия в розничной сети: «покупаем здания для магазинов, местоположение – это основа бизнеса» – «нет, здания арендуем, основа бизнеса – наши компетенции». Один крупный бизнесмен, владеющий добывающими активами, сознательно решил вкладывать деньги в консалтинг. Его партнеры думают, что для него это хобби, а он верит, что инвестирует в будущее.

Отказаться от материальных активов крайне трудно. Вместе с тем попытка их сохранять или приумножать ведет сегодня к разорению. Материальные ресурсы прожорливы – одно только их поддержание уже обходится дорого, а любые ресурсные вложения – скажем, строительство нового завода – предполагают длинный инвестиционный цикл, который в современной России чреват разорением из-за неопределенности внешней среды. Альтернативный путь: избавляемся от всех тяжелых активов и держимся подальше от административного ресурса, а развиваем организационные компетенции. Арендуем (а не покупаем) цех, арендуем оборудование и налаживаем уникальное производство. Пришло время, когда лучше владеть не нефтяной компанией, а технологией сложной добычи: нефтяную компанию отнимут или она разорится сама, а сервис, основанный на уникальных технологиях, мобилен –его можно унести с собой, и он всегда будет пользоваться спросом.

За спором, что лучше – ресурсы или компетенции, стоит прагматичный вопрос о том, во что инвестировать, какие активы держать и покупать, а какие продавать. И я думаю, что бизнесмены с традиционными ценностями, верящие в ресурсы, проиграют: они прикуют себя к земле и к административному ресурсу и не спасутся, когда начнется пожар. Выиграют бизнесмены с новыми ценностями, верящие в компетенции, – они создадут мобильные активы, свободные от тяжести земли. Однако выиграют они лишь в том случае, если сумеют построить и мотивировать команду, производящую знания, а это пока умеют единицы.

Автор – президент компании «Экопси консалтинг»