Как научить детей справляться с неудачами

Иногда родителям кажется, что они повышают самооценку ребенка. Ребенок же понимает все иначе
Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления «Сколково»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения?» Это не мои слова, это сказала Кэрол Дуэк – профессор по психологи Стэнфордского университета. Исследования показывают, что зачастую родители, сами того не подозревая, мешают детям реализовать их потенциал. Описанные здесь идеи также относятся к методам мотивации сотрудников и управления персоналом в организациях.

Кэрол Дуэк начала карьеру с исследования, как люди справляются с неудачами. Она предлагала детям решить ряд головоломок, которые постепенно становились сложнее. Столкнувшись с трудной задачей, многие дети тут же опускали руки, однако некоторые реагировали иначе: "...Один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: "Люблю я трудные задачки!".

Изучив реакцию, Дуэк вывела теорию психологических установок, которую описала в своей, ставшей уже классикой, книге Mindset: the New Psychology of Success («Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»). Она обнаружила, что представление человека о себе в значительной мере определяет его образ жизни. Люди с установкой на данность убеждены в том, что их личные качества неизменны — каждый обладает данным ему объемом интеллекта и способностей. В результате человек снова и снова чувствует потребность в самоутверждении. Люди с установкой на рост, напротив, убеждены в том, что основополагающие качества можно развить, если приложить определенные усилия.

В работе Дуэк содержатся важные замечания для родителей, которые могут неосознанно посылать своим детям контрпродуктивные сигналы. Родители часто хвалят детей за их ум, способности и то, как быстро они учатся. Им кажется, что так они повышают самооценку своих детей. Однако ребенок может воспринимать подобные слова иначе: «Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный» и «Лучше не браться за трудные задачи, ведь если я провалюсь, это будет означать, что я глупый». Они начинают чувствовать, что родители их постоянно оценивают. Для некоторых детей, которые привыкли отлично учиться в школе и получать за это похвалу, любая неудача кажется катастрофой, поэтому со временем они все реже идут на риск. Более эффективный подход — хвалить детей за их усилия, за то, как долго и старательно они работали над проектом, и помогать им развивать установку на рост. Разочарования нужно воспринимать как стимул учиться и работать усерднее, а не списывать их на личные недостатки или игнорировать.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок поступил в самую лучшую школу или университет, однако это не всегда в интересах ребенка. В своей книге David and Goliath: Underdogs, Misfits and the Art of Battling Giants («Давид и Голиаф: как аутсайдеры побеждают фаворитов») Малкольм Гладуэлл рассказывает, как многие студенты, поступившие в элитные учебные заведения, теряют веру в себя, видя, что они уже не лучше всех.

Автор приводит исследование, согласно которому выпускники с докторской степенью (PhD) по экономике, которые закончили университеты, не входящие в топ-30 американских учебных заведений, имели значительно больше публикаций в ведущих изданиях, чем другие (за исключением студентов, окончивших учебу в 90-м проценте своей группы в Гарвардском университете, МТИ, Йельском, Принстонском, Колумбийском, Стэнфордском и Чикагском университетах).

Гладуэлл замечает: «Лучше быть большой рыбой в маленьком пруду, чем средней рыбешкой в большом. Вне всяких сомнений». Как отмечает одна талантливая молодая студентка, неохотно решившая бросить изучение химии из-за большой конкуренции в элитном университете: «Если бы я поступила в Мэрилендский университет, то до сих пор занималась бы наукой». Решающую роль здесь играет не то, насколько студент умен, а насколько умным он себя ощущает по сравнению с сокурсниками.

Некоторые сознательные и успешные родители с большой тревогой наблюдают за тем, как их одаренный ребенок вырастает в проблемного подростка. Они боятся, что их сын или дочь могут совершить что-то незаконное или попасть в неприятности, которые поставят крест на их будущем. Однако исследование Smart and Illicit: Who Becomes an Entrepreneur and Does It Pay? («Умные вне закона: откуда берутся предприниматели и чего это стоит?»), которое провели Росс Левин и Иона Рубинштейн из Лондонской школы экономики, показывает, что сочетание самоуверенности и готовности рисковать, необходимое в предпринимательстве, в подростковом возрасте зачастую проявляется в виде антисоциального поведения: «Если сравнивать их с наемными работниками, вдвое больше предпринимателей в юном возрасте совершали грабеж, количество предпринимателей, задержанных полицией, на 44% больше, а общий индекс их противоправной деятельности в возрасте 15–22 лет почти в три раза превышает такой же индекс у наемных работников».

В исследовании приводятся слова соучредителя компании Apple Стива Возняка, который в молодости занимался взломом телефонных сетей: « Мне кажется, неправомерное поведение очень тесно связано с креативностью — вплоть до того, что оно может развить творческое мышление».

Mindset: the New Psychology of Success. Кэрол Дуэк. Ballantine Books, 2006 г.

David & Goliath: Underdogs, Misfits and the Art of Battling Giants. Малкольм Гладуэлл. Allen Lane, 2013 г.

Smart and Illicit: Who Becomes an Entrepreneur and Does It Pay? Росс Левин и Иона Рубинштейн. Центр изучения экономических показателей, Лондонская школа экономики и политических наук, 2013 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more