Менеджмент
Бесплатный

Как научить детей справляться с неудачами

Иногда родителям кажется, что они повышают самооценку ребенка. Ребенок же понимает все иначе
Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления «Сколково»

Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения?» Это не мои слова, это сказала Кэрол Дуэк – профессор по психологи Стэнфордского университета. Исследования показывают, что зачастую родители, сами того не подозревая, мешают детям реализовать их потенциал. Описанные здесь идеи также относятся к методам мотивации сотрудников и управления персоналом в организациях.

Кэрол Дуэк начала карьеру с исследования, как люди справляются с неудачами. Она предлагала детям решить ряд головоломок, которые постепенно становились сложнее. Столкнувшись с трудной задачей, многие дети тут же опускали руки, однако некоторые реагировали иначе: "...Один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: "Люблю я трудные задачки!".

Изучив реакцию, Дуэк вывела теорию психологических установок, которую описала в своей, ставшей уже классикой, книге Mindset: the New Psychology of Success («Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей»). Она обнаружила, что представление человека о себе в значительной мере определяет его образ жизни. Люди с установкой на данность убеждены в том, что их личные качества неизменны — каждый обладает данным ему объемом интеллекта и способностей. В результате человек снова и снова чувствует потребность в самоутверждении. Люди с установкой на рост, напротив, убеждены в том, что основополагающие качества можно развить, если приложить определенные усилия.

В работе Дуэк содержатся важные замечания для родителей, которые могут неосознанно посылать своим детям контрпродуктивные сигналы. Родители часто хвалят детей за их ум, способности и то, как быстро они учатся. Им кажется, что так они повышают самооценку своих детей. Однако ребенок может воспринимать подобные слова иначе: «Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный» и «Лучше не браться за трудные задачи, ведь если я провалюсь, это будет означать, что я глупый». Они начинают чувствовать, что родители их постоянно оценивают. Для некоторых детей, которые привыкли отлично учиться в школе и получать за это похвалу, любая неудача кажется катастрофой, поэтому со временем они все реже идут на риск. Более эффективный подход — хвалить детей за их усилия, за то, как долго и старательно они работали над проектом, и помогать им развивать установку на рост. Разочарования нужно воспринимать как стимул учиться и работать усерднее, а не списывать их на личные недостатки или игнорировать.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок поступил в самую лучшую школу или университет, однако это не всегда в интересах ребенка. В своей книге David and Goliath: Underdogs, Misfits and the Art of Battling Giants («Давид и Голиаф: как аутсайдеры побеждают фаворитов») Малкольм Гладуэлл рассказывает, как многие студенты, поступившие в элитные учебные заведения, теряют веру в себя, видя, что они уже не лучше всех.

Автор приводит исследование, согласно которому выпускники с докторской степенью (PhD) по экономике, которые закончили университеты, не входящие в топ-30 американских учебных заведений, имели значительно больше публикаций в ведущих изданиях, чем другие (за исключением студентов, окончивших учебу в 90-м проценте своей группы в Гарвардском университете, МТИ, Йельском, Принстонском, Колумбийском, Стэнфордском и Чикагском университетах).

Гладуэлл замечает: «Лучше быть большой рыбой в маленьком пруду, чем средней рыбешкой в большом. Вне всяких сомнений». Как отмечает одна талантливая молодая студентка, неохотно решившая бросить изучение химии из-за большой конкуренции в элитном университете: «Если бы я поступила в Мэрилендский университет, то до сих пор занималась бы наукой». Решающую роль здесь играет не то, насколько студент умен, а насколько умным он себя ощущает по сравнению с сокурсниками.

Некоторые сознательные и успешные родители с большой тревогой наблюдают за тем, как их одаренный ребенок вырастает в проблемного подростка. Они боятся, что их сын или дочь могут совершить что-то незаконное или попасть в неприятности, которые поставят крест на их будущем. Однако исследование Smart and Illicit: Who Becomes an Entrepreneur and Does It Pay? («Умные вне закона: откуда берутся предприниматели и чего это стоит?»), которое провели Росс Левин и Иона Рубинштейн из Лондонской школы экономики, показывает, что сочетание самоуверенности и готовности рисковать, необходимое в предпринимательстве, в подростковом возрасте зачастую проявляется в виде антисоциального поведения: «Если сравнивать их с наемными работниками, вдвое больше предпринимателей в юном возрасте совершали грабеж, количество предпринимателей, задержанных полицией, на 44% больше, а общий индекс их противоправной деятельности в возрасте 15–22 лет почти в три раза превышает такой же индекс у наемных работников».

В исследовании приводятся слова соучредителя компании Apple Стива Возняка, который в молодости занимался взломом телефонных сетей: « Мне кажется, неправомерное поведение очень тесно связано с креативностью — вплоть до того, что оно может развить творческое мышление».

Mindset: the New Psychology of Success. Кэрол Дуэк. Ballantine Books, 2006 г.

David & Goliath: Underdogs, Misfits and the Art of Battling Giants. Малкольм Гладуэлл. Allen Lane, 2013 г.

Smart and Illicit: Who Becomes an Entrepreneur and Does It Pay? Росс Левин и Иона Рубинштейн. Центр изучения экономических показателей, Лондонская школа экономики и политических наук, 2013 г.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать