Статья опубликована в № 3988 от 24.12.2015 под заголовком: Советы юриста: Что взять с недо­бро­совест­ного гендиректора

Как правильно взыскать ущерб с бывшего директора

Инструкция для собственников компаний, чьи гендиректора оказались недобросовестными
Юрий Поспеев, партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»

По закону директор (генеральный директор, президент и т. п.) должен действовать добросовестно и разумно в интересах возглавляемой им компании. Если этого не происходит, то компания или ее акционеры вправе потребовать от топ-менеджера возмещения причиненных убытков, а также упущенной выгоды (т. е. доходов, которые компания могла бы получить, но не получила из-за нарушения ее прав).

Размер убытков, которые организация может потребовать от своего директора, законом не ограничен: это могут быть и сотни тысяч, и сотни миллионов рублей. А сам процесс займет от одного месяца (если компания и директор договорятся еще до суда) до нескольких лет. В последнем случае назначаются экспертизы, дело проходит суды трех инстанций, а потом возвращается на новое рассмотрение и т. д.

В законе говорится (п. 3 ст. 51.1 Гражданского кодекса), что недобросовестные действия директора не могут быть оправданы никакими документами.

Но в чем именно проявляется недобросовестность топ-менеджера?

Использование компании директором для собственного обогащения. Например, в Ростовской области директор строительной фирмы зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и сам себе перевел 920 000 руб. за организацию контроля за строительством объекта. В последующем убыток был взыскан совладельцем. В другом случае директор сельскохозяйственной компании просто взял 9,2 млн руб. из кассы и не вернул их. Целесообразность трат он не сумел объяснить. А топ-менеджер торговой компании из Санкт-Петербурга выписал себе премии в 6,2 млн руб., на что не имел права. В итоге выплаченные суммы были взысканы в качестве убытков.

Необоснованная и не согласованная с собственниками выплата крупных премий или выходных пособий другим работникам. Совладельцам приходится доказывать конфликт интересов директора и возглавляемой им компании. Так, директор одного ООО незадолго до увольнения внес изменения в трудовой договор со своим заместителем, являющимся его близким другом. Поправки предусматривали выплату последнему огромного выходного пособия при увольнении. Никто из работников такой чести не удостаивался ранее. Компании пришлось произвести выплату. Затем она попыталась взыскать сумму с бывшего директора, ссылаясь на их дружеские отношения и тот факт, что он в действительности действовал в интересах своего друга, а не компании.

Заключение директором договоров с подставными организациями без предоставления товаров, работ или услуг. Так, в Екатеринбурге директор рекламно-издательской компании перечислил по фиктивным договорам на счета фирм-однодневок 21,6 млн руб. Суд установил незаконность таких операций и взыскал убытки с директора в полной мере. В таких случаях суды проверяют действительное предоставление товаров и услуг.

Продажа (или передача в аренду) директором имущества компании по заведомо низкой цене. Разница между ценой сделки и рыночной ценой также может взыскиваться с топ-менеджера как убытки. Например, в 2012 г. топливная компания взыскала со своего бывшего директора убытки в сумме более 48 млн руб., поскольку цена продажи ее имущества третьему лицу была занижена относительно рыночной в 6 раз, что подтверждалось заключением специалистов.

Причинение директором убытков «по небрежности». К таким убыткам относятся штрафные санкции контролирующих органов. Например, в Омской области на растениеводческую компанию из-за несоблюдения правил пожарной безопасности неоднократно налагались штрафы с требованиями устранить выявленные недостатки. Недостатки не устранялись, штрафы увеличивались. В чем, как выяснил суд, был виноват директор. Компенсация за вынужденный прогул незаконно уволенным работникам может также стать для компании ущербом «по небрежности». Наравне с убытками, причиненными бездействием руководителя. Например, если директор не требовал от контрагента оплаты долга в срок, а за истекшее время должник либо пропал, либо был признан банкротом, либо истек срок исковой давности.

Среди основных ошибок, которые совершаются при взыскании ущерба с директоров, можно выделить следующие.

Зачастую владельцы бизнеса не хотят понять, что предпринимательская деятельность по своему характеру рискованна. Даже при добросовестном поведении директора у организации могут возникать убытки. Такой случай может возникнуть, например, если компания по объективным причинам не достигла запланированных финансовых показателей. Если руководитель учел все риски, однако убытки все равно возникли, суды отказывают в их взыскании с директора. Так, при попытке акционера взыскать с директора убытки в связи с занижением арендной платы за пользование принадлежащими компании помещениями суд выяснил, что, несмотря на совершение сделок не по рыночной цене, акционер не представил доказательств лучших предложений. В иске было отказано.

Но самое трудное для собственников – доказать причинно-следственную связь между действиями (или бездействием) директора и причинением убытка. Так, в Москве акционеры производственной компании хотели взыскать с бывшего директора 62,3 млн руб. По их мнению, его действия лишили бизнес части клиентов, нанесли ущерб деловой репутации, а также принесли многомиллионный ущерб, так как директор заключил с несколькими компаниями-клиентами договоры на невыгодных условиях. Суд счел, что компания не смогла доказать взаимосвязи между поступками директора и убытками, и в иске отказал.

Автор – адвокат, партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать