Налоги: новые правила игры

Что нужно знать бизнесу об изменившемся подходе государства к взиманию налоговых платежей

Подход государства к взиманию и администрированию налоговых платежей за последнее время существенно изменился. Теперь и компании, и их руководители, и собственники должны быть готовы к тому, что государство сделает все, чтобы привлечь их к ответственности за налоговые правонарушения и истребовать налоговую недоимку. Следственный комитет России (СКР) сообщает об увеличении количества уголовных дел по налоговым преступлениям и денежных сумм, взыскиваемых в пользу бюджета. За первые пять месяцев прошлого года (официальных данных за более поздние периоды пока нет) по налоговым преступлениям СКР возбудил на 73% уголовных дел больше, чем за аналогичный период 2014 г. Увеличилось и количество резонансных уголовных дел по налогам, в качестве примера можно привести дела компаний «Санрайз тур», «Пургаз» или «Базис» (по последнему делу несколько человек были заключены под стражу еще до приговора суда, когда налоговый спор рассматривался судом первой инстанции).

Напомним, что в ноябре 2011 г. уголовное законодательство было либерализовано и прежнее право следователей самостоятельно принимать решения о возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям было ограничено: дело могло быть заведено только по результатам проведенных налоговыми органами проверок, а эти результаты компании успешно оспаривали в арбитражных судах. Но с октября 2014 г. в Уголовно-процессуальном кодексе опять начал действовать старый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, и следователи вновь получили право действовать практически самостоятельно.

За пять месяцев 2015 г. государство получило более 5,5 млрд руб. возмещения ущерба от налоговых преступлений, что на 76,7% превысило показатели года позапрошлого. Немаловажную роль в росте поступлений сыграли новые положения закона о том, что руководители, впервые привлекающиеся к уголовной ответственности за налоговые преступления, освобождаются от нее при условии уплаты всех налогов. Так, недавно было прекращено уголовное дело в отношении руководства «СУ-155», после того как компания уплатила налоги на сумму более 2 млрд руб. (данные СКР).

Способствует росту сборов и судебная практика по вопросам взыскания недоимки по налогам и сборам с руководства, признаваемого виновным в налоговых преступлениях. Ранее подобных дел было немного, и суды обычно придерживались подхода, что налоговую недоимку компании с руководства взыскивать нельзя даже в случае вынесения в отношении его обвинительного приговора. Однако в 2014 и 2015 гг. Верховный суд в делах Загурского (№ 3-УДп14-2) и Ивкина (№ 81-КГ14-19) положил конец такой практике, указав на то, что с генерального директора, признанного виновным в уклонении от уплаты налогов с организации (ст. 199 Уголовного кодекса), может быть взыскана и недоимка компании – независимо от того, присвоил директор эти деньги или нет. В ноябре 2015 г. Конституционный суд в деле Воронова (определение от 19.11.2015 № 2731-О) такой подход признал соответствующим Конституции. Словом, практика уже сложилась, и обратного пути в обозримом будущем не будет.

Не дремлют и налоговые органы, подход которых к проведению проверок за последние годы также существенно изменился. Прошли времена, когда налоговики в основном искали в документации компаний неточности и мелкие ошибки. Сейчас проверки касаются существенных и системных вопросов, по которым инспекторы скрупулезно собирают доказательную базу.

Для взыскания налоговых недоимок госорганы начинают активно использовать банкротство. Ярким примером является инициированный Федеральной налоговой службой по результатам успешно проведенного налогового спора процесс банкротства компании «Санрайз тур» за налоговые долги (дело № А40-89736/2013). И 10 февраля 2016 г. Верховный суд поддержал правомерность взыскания налоговой недоимки в сумме более 1 млрд руб. с бывшего руководителя компании. Примечательно, что государство пытается взыскать налоговую задолженность с компании именно через банкротство.

Государство также системно усиливает контроль за налогоплательщиками: с одной стороны, через налоговые проверки, результаты которых можно оспорить в арбитражных судах (где доля выигрываемых налогоплательщиками дел до сих пор составляет около 50%); с другой – через правоохранителей, за спиной которых стоят суды общей юрисдикции со средней долей оправдательных приговоров менее 1%. По налоговым преступлениям такая доля чуть превышает 2%. При этом к ответственности за налоговые преступления могут быть привлечены не только руководители и сотрудники компаний, но и собственники.

Сейчас закладываются основы принципиально новой концепции – персональной ответственности не только за деятельность, но и за долги компаний. И если конечный бенефициар скрыт за несколькими компаниями, это не исключает его личной ответственности (в случае фактического участия в управлении бизнесом).

Бизнесу необходимо заблаговременно адаптироваться к новым правилам игры. Ему придется наряду с налоговыми рисками адекватно оценить вероятность уголовного преследования и заранее выявлять ситуации, которые к этому могут привести. И одна из важнейших задач – выявление наиболее рискованных сфер деятельности и заблаговременная подготовка доказательной базы. Это поможет разрешить конфликты с правоохранительными органами на досудебном этапе. Это гораздо лучше, чем потом защищаться в суде с невысокими шансами на оправдательный приговор. Руководству и собственникам компаний следует более внимательно относиться к документированию проверок и допросов, а также тщательнее готовить документы для налоговых и особенно правоохранительных органов. В следующем выпуске мы расскажем о том, что бизнес может сделать для своей защиты.

Автор – юрист налоговой практики Goltsblat BLP