Как партнерам по бизнесу избежать конфликтов

Почву для раздоров создают именно дружеские отношения

Малый и средний бизнес переживает не лучшие времена, и кризис провоцирует конфликты между основателями компаний. Почва для конфликтов – доверительные отношения. Друзья не оформляют документов, не обговаривают вопросы корпоративного управления, надеясь все улаживать по-дружески. А по-дружески не получается. Когда начинаются, например, убытки, срывы выгодных сделок, претензии со стороны налоговых органов, начинаются и взаимные обвинения. В процессе конфликта друзья, ставшие бывшими, пытаются надавить друг на друга, обращаются в налоговые и правоохранительные органы, оспаривают сделки и т. д. Усилия каждого направлены уже не на совместное извлечение прибыли, а на то, как насолить бывшему партнеру. Разногласия часто заканчиваются банкротством компании.

Минимизировать конфликты поможет закон. Российские законы позволяют друзьям-партнерам зафиксировать почти все договоренности в уставе юридического лица или в корпоративном договоре.

Зачастую учредители используют типовой устав, не меняя его под свои потребности, и это ошибка. Устав должен отражать фактические договоренности партнеров: например, должен запрещать участникам ООО передавать доли третьим лицам. Или – если партнер пожелает продать свою долю, он сначала обязан предложить ее другому владельцу по заранее определенной цене. Такие же правила применимы и в отношении акционерных обществ (АО). Закрепление таких положений в уставе позволит бизнесменам не опасаться, что бывший друг продаст долю или акции недружественной стороне. Суды часто признают договоры купли-продажи долей или акций недействительными, если устав запрещает продажу третьим лицам. Благодаря детальной проработке положений устава друзья могут предупредить значительную часть конфликтов в будущем.

Корпоративный договор могут заключать как акционеры АО (акционерное соглашение), так и участники ООО (договор об осуществлении прав участников общества). В этом документе должен описываться порядок действий в случае возникновения между друзьями различных споров: при продаже или покупке долей или акций компании, голосовании по различным вопросам. Партнеры могут определить, например, что в течение конкретного срока на должность генерального директора может быть избран кандидат, предложенный одним из друзей, а на должность ревизора – кандидат другого. Партнеры могут установить круг сделок (например, заключение кредитного договора с банком), которые может одобрить только один из друзей, даже если он владеет меньшим количеством акций или долей. После заключения корпоративного договора его положения становятся обязательными для сторон. И если договор заключен с учетом интересов всех сторон и друзья-партнеры соблюдали его в течение длительного времени, потом кому-то из партнеров будет трудно оспорить какие-либо положения договора в суде, показывает наша практика. Корпоративный договор позволяет более детально по сравнению с уставом реализовать все договоренности.

В любом случае до начала совместного бизнеса друзьям следует:

– обсудить и затем зафиксировать в письменной форме все достигнутые договоренности, касающиеся фактического вклада каждого в бизнес (клиентской базы, умения, опыта, деловой репутации), распределения обязанностей, порядка определения стратегии развития и условий распределения прибыли;

– скрупулезно оформлять сделки между собой, даже если бизнес ведется без образования юрлица;

– прежде чем подавать документы на государственную регистрацию юрлица, оформить в виде положений устава или пунктов корпоративного договора существенные вопросы, касающиеся управления компанией, распределения прибыли и выхода из бизнеса.

Автор – партнер адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»