Менеджмент
Бесплатный
Статья опубликована в № 4068 от 05.05.2016 под заголовком: Советы менеджера: Как крупным российским компаниям развивать инновации

Как крупным российским компаниям развивать инновации

Сначала бизнесу придется преодолеть четыре серьезных препятствия
Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора Российской венчурной компании (РВК)

Темпы внедрения инноваций в крупных российских компаниях далеки от мировых образцов. Бизнесу мешают четыре препятствия, и три из них преодолимы в среднесрочной перспективе.

Отсутствие конкурентной среды. В России очень мало компаний, которые действительно нуждаются в инновациях для развития своего бизнеса. Государственные корпорации фактически не имеют конкурентов и, как следствие, не сталкиваются с задачами сокращения сроков выпуска новых продуктов. У собственников частных компаний также очень часто не хватает амбиций для того, чтобы ставить серьезные долгосрочные цели. Как только появятся цели, которые можно было бы решать, развивая инновации, дело сдвинется с мертвой точки.

Нет понимания, с чего начинать. Невозможно сегодня заняться инновациями, а завтра получить конкретные результаты. Инновации бывают четырех основных видов: в процессах, в сервисах, в продуктах и стратегические инновации. Можно начать с более простых видов. В российских компаниях есть очень большой потенциал для усовершенствования процессов: освоения новых методов производства и работы с клиентами и реорганизации производства. Их легче обосновать, нежели серьезные инвестиции в продуктовые или стратегические инновации.

Нехватка кадров. Для развития инноваций необходимы нетипичные для крупного бизнеса сотрудники – предприниматели внутри больших корпораций. Такие специалисты должны обладать знаниями в области маркетинга, технологической экспертизой и руководящим опытом, должны понимать, чего хотят потребители, и т. п. Быстро изменить корпоративную культуру на предпринимательскую невозможно, поэтому имеет смысл выделить инновационную деятельность в пилотные проекты или особые подразделения. Хорошим примером такого подхода является Альфа-банк, который запустил «Альфа-лабораторию» – специальное подразделение, занимающееся разработкой инновационных IT- и финансовых продуктов. Через «Альфа-лабораторию» прошло больше 150 проектов новых банковских продуктов, включая интернет- и мобильный банк, p2p-переводы. Активную роль в развитии подразделения играют бывшие предприниматели, ставшие сотрудниками «Альфа-лаборатории».

Неумение пользоваться инновационной экосистемой. На рынке существует много возможностей для поиска перспективных технологических разработок, которые нуждаются в инвестициях. Работает множество венчурных фондов; по подсчетам институтов развития, в России каждый год появляется около 5000 стартапов. Все больше университетов запускают программы технологического трансфера. Большой компании надо, прежде всего, заявить на рынке, что она заинтересована в новых разработках и что к ней можно приходить с идеями. Здесь помогут конкурсы – например, группа ОМЗ «Криогенмаш» совместно с компанией «Алроса» в четвертый раз проводит конкурс «Техностарт», целью которого является отбор машиностроительных и технологических проектов в металлургической и энергетической областях.

Многие международные корпорации – Procter & Gamble, Johnson & Johnson, General Electric, Google – являются платформами для непрерывного поиска инноваций внутри и за пределами компании. Но превращение российских крупных предприятий в подобные платформы – процесс небыстрый. В Германии на вовлечение немецких госкомпаний в инновационную активность ушло несколько десятилетий. Первые программы инновационного развития в России появились только в 2010 г., но уже сейчас отдельные компании и люди начинают менять психологию российского бизнеса. Самое главное – оказать им поддержку.

Автор – заместитель генерального директора Российской венчурной компании

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать