Менеджмент
Бесплатный
Марк Сандомирский
Статья опубликована в № 4156 от 08.09.2016 под заголовком: Советы консультанта: Как бороться с хроническим стрессом на работе

Как бороться с хроническим стрессом на работе

Стресс, спровоцированный руководителем, возвращается к нему рикошетом в виде низкой производительности труда
Марк Сандомирский, Практикующий психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент Международной академии психологических наук

Если сотрудники компании долго находятся в сильном стрессе, план продаж или срочный проект рано или поздно окажется под угрозой. Уставшие от переработок и нервной обстановки менеджеры среднего звена берут больничные листы при каждом удобном случае, из компании начинают увольняться лучшие специалисты. Продолжительная работа в режиме хронического аврала с сопутствующим стрессом опасна, в частности, и тем, что подавляемые эмоции приводят к психосоматическим заболеваниям – гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарному диабету и прочим хроническим недугам.

Я провел опрос среди офисных сотрудников, которые обращались ко мне за терапевтической помощью. Оказалось, что самая распространенная причина стресса для них – административный фактор: нереалистичные требования руководства, отсутствие тщательного планирования, частая смена стратегии и приоритетов, а также неуважение топ-менеджерами человеческого достоинства подчиненных (так называемый bossing). Речь идет об агрессивном преследовании, травле, предвзятом отношении к работнику со стороны руководителя. Начальник старается запугать сотрудника или изматывает его постоянным контролем. Подобное негативное отношение связано либо с тем, что руководитель хочет избавиться от неугодного подчиненного, либо с низкой корпоративной культурой в организации.

Такое поведение руководителя есть отражение его собственных проблем, как правило, заложенных в детстве. Он принимает на себя роль «родителя», который стремится все контролировать, но на самом деле прикрывает свою некомпетентность как управленца и вымещает на сотрудниках – «детях» – негативные эмоции. Стресс распространяется в коллективе по цепочке. Сотрудники неосознанно начинают принимать на себя роль ребенка: вымещать напряжение друг на друге, саботировать работу или, наоборот, проявлять показное усердие без реальных результатов. И такой болезненный авторитарный стиль управления очень часто встречается на российских предприятиях. Стресс, спровоцированный руководителем, возвращается к нему рикошетом в виде сниженной производительности труда.

Что делать?

Самое главное – первые лица компании должны осознать проблему.

От постоянных авралов и неправильного планирования предприятие несет серьезные потери, и менеджменту нужно принять трудное решение покончить с вредной штурмовщиной. Понятно, что за один день перестроиться не удастся и минимизировать уровень стресса нужно постепенно.

Разобраться в психофизической сути явления.

Стресс – системная реакция организма на внешние обстоятельства, которая протекает одновременно и на уровне психики, и в теле. Тело повинуется двум базовым инстинктам – вступить в борьбу или убежать. Когда человек уже среагировал на стресс (допустим, захотел спастись бегством), продолжать бороться со стрессом только на психологическом уровне бесполезно, потому что на уровне тела реакция продолжается автоматически. Однако избавиться от стресса можно именно через тело, если использовать реакции организма. Нейтрализовать негативные эмоции, например, помогут специальные физические упражнения, задействующие рефлекторные движения мышц, в сочетании с дыхательной гимнастикой и работой с негативными образами.

Провести тренинги для менеджеров.

Цель – доходчиво объяснить, какие процессы протекают в теле и мозге в момент эмоционального накала и почему они со временем снижают эффективность работы. Такой тренинг для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, например, был недавно проведен в компании – операторе связи в Башкирии. Сотрудники компании помимо основной работы организуют масштабные республиканские праздники для первоклассников и выпускников. Это классический стресс: в сжатые сроки людям из разных отделов нужно быстро решать нестандартные задачи, при этом обычных ежедневных обязанностей никто не отменяет.

Научить менеджеров практическим приемам нейтрализации.

Им можно предложить вспомнить конкретную стрессовую ситуацию (например, сдачу отчета). При этом они должны постараться заметить, где именно в теле появляется дискомфорт в момент переживания стресса (скажем, комок в горле, колющие боли в сердце, головная боль и т. п.). После этого им нужно понаблюдать за этим ощущением, даже попробовать его усилить, одновременно думая о проблемной ситуации. Затем сотрудники должны сбросить напряжение энергичными движениями, рисованием, техникой свободного письма (free writing) и т. п. Далее они должны расслабиться и понаблюдать за изменениями в самочувствии и настроении. Такие упражнения следует проводить регулярно.

После того как менеджеры разберутся с собственными эмоциями, они станут лучше себя чувствовать, свободнее двигаться, разговаривать. Более того, они будут обращать внимание на изменения в поведении коллег, подчиненных и даже начальников. В результате будет проще улаживать конфликты.

Закрепить навыки.

После тренингов для менеджмента отделу кадров имеет смысл включить упражнения по нейтрализации стресса в регулярные обучающие сессии для закрепления навыков. Следует позаботиться о том, чтобы распространить эту практику на все предприятие, сделать ее элементом корпоративной культуры. Цель – укрепить взаимопонимание между начальниками и подчиненными.

Автор – практикующий психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент Международной академии психологических наук