Как правильно расстаться с партнером по бизнесу

Для этого лучше иметь предварительные договоренности об ожиданиях от сотрудничества и согласованные критерии оценки результата

Представим себе двух партнеров, которые начали совместную деятельность до кризиса. У одного были хорошие идеи и профессиональный опыт, у другого – деньги и связи. Они были в хороших отношениях и дополняли друг друга. Однако дела с каждым годом шли все хуже и хуже. Причина не имеет особого значения: неконкурентоспособный продукт, сокращение спроса или падение курса рубля. В конечном счете бизнес потерпел неудачу, и теперь партнеры обвиняют друг друга во всех грехах и не знают, как выбраться из этой ситуации. Это нынешняя реальность для многих партнерств в России.

Как правило, конфликты между бизнес-партнерами происходят не потому, что один обманывает другого. Они зачастую вызваны объективными неудачами или неумением наладить общение друг с другом. Разрешить конфликты помогут переговоры – если соблюдать пять рекомендаций.

1. Заранее зафиксируйте договоренности на бумаге. Нужно определить роли и ожидания каждого партнера, а также прозрачный механизм раздела бизнеса, если он не сложится. Российские бизнесмены нередко пытаются избежать этого, полагаясь на доверительные отношения. Но доверительность быстро исчезает по мере развития конфликта. Из механизмов «развода» я рекомендую тот, где один партнер обязан предложить другому партнеру выкупить его долю по рыночной стоимости. Хотя, если компания не торгуется на бирже, согласовать, какая именно цена будет рыночной, непросто.

2. Договоритесь об используемых данных. В большинстве конфликтов, в которых я участвовал, у каждой стороны была своя версия событий, основанная на различных исходных данных. Но важно, чтобы партнеры понимали финансовую ситуацию одинаково. Как только партнеры согласятся с исходными цифрами, способами их интерпретации и анализа, преодолеть конфликт станет намного проще.

3. Не прекращайте общение. В русской культуре тот факт, что я продолжаю общаться с другой стороной или прошу о встрече, воспринимается как слабость. Но мой опыт работы как в России, так и за рубежом показывает, что это восприятие ошибочно. Без взаимодействия с другой стороной вы ограничиваете возможности для достижения соглашения. Люди должны общаться, люди должны разъяснять свою позицию, люди должны делиться эмоциями, которые у них вызывает эта конфликтная ситуация. И даже когда вы чувствуете, что партнерство начинает рушиться, нужно продолжать диалог, чтобы устранить разногласия.

4. Не бойтесь обратиться к посреднику. Важно сделать это до того, как конфликт переместится в зал суда. Я рекомендую соглашаться на участие посредника сразу же, как только партнеры почувствовали, что что-то идет не так, как планировалось, например после первой серьезной неудачи в бизнесе. Участие независимой третьей стороны будет способствовать диалогу партнеров, а значит, и конструктивному разрешению конфликта.

5. Установите предельно допустимые потери. Я неоднократно наблюдал, как люди продолжают партнерство, даже когда ясно, что проект закончился провалом. Они решают дать предприятию еще один шанс, вложить еще денег, купить еще один актив. Хотя обе стороны чувствуют, что партнерство рушится. Но если проблема серьезная, отсрочки не помогут. Не бойтесь сделать смелый шаг и зафиксируйте потери как можно раньше. Чем раньше вы разделите убытки, тем лучше. Возможно, это даже поможет сохранить личные отношения с бывшим партнером.

В любом случае урегулирование конфликтов между партнерами по бизнесу – сложная задача, которая требует одинакового внимания и участия обеих сторон. Только совместными усилиями можно добиться конструктивного решения. Главное – не бояться двигаться вперед, оставив прошлые неудачи в прошлом.

Автор – профессор Московской школы управления «Сколково»