Чем бизнес может быть полезен культуре
И к чему надо быть готовым, вставая на стезю благотворительностиПоддержка культуры и искусства популярна среди корпоративных благотворителей. От этого выигрывает и общество, и бизнес, которому нужны счастливые и образованные сотрудники. Искусство стимулирует мысль – это аксиома. Там, где культурная жизнь бьет ключом, жители счастливее, образование и социальная сфера лучше.
Вместе с тем многие ошибочно полагают, что поддержка культуры полезна для репутации благотворителя, но социальный эффект от поддержки культуры малозначителен и неочевиден. Современные системы оценки благотворительных программ, например London Benchmarking Group (LBG), которую использует JTI, позволяют измерять эффект от культурных проектов. Набор показателей включает не только количественные индексы (например, число людей или организаций, участвующих в проекте), но и показатели удовлетворенности и вовлеченности жителей, развития инфраструктуры и т. п.
Эффект от «инъекций» высокой федеральной культуры в удаленных регионах сумасшедший. Культурные программы стимулируют развитие местных творческих отраслей, областные учреждения культуры получают новые ресурсы, культурная среда региона меняется к лучшему.
Однако учреждения страны нуждаются не только в дополнительном финансировании. Недостаток профессиональной экспертизы – вот что тормозит развитие лучших театров, музеев и фестивалей страны. И актуальность этой проблемы только возрастает по мере удаления от Москвы и Санкт-Петербурга.
Менеджмент в культуре остается экзотической областью знаний, ему если и учат, то в отрыве от всех остальных сфер менеджмента, фокус делается на специфике творческого процесса, а не на управленческой практике. Поэтому умения руководителей коммерческих компаний в области брендинга, маркетинга и управления персоналом могут принципиально улучшить работу учреждений культуры. Прогрессивные руководители театров и музеев с радостью принимают такую помощь бизнеса.
В корпоративном мире давно известно: любой компании нужна миссия. Если ее нет – непонятно, зачем и для кого предприятие работает. Просмотрев сайты крупнейших музеев Москвы, я нашел понятно сформулированную миссию только у одного музея – частного. И бизнес может помочь организации культуры определить, какие игроки заинтересованы в ее развитии. Это позволит ей улучшить взаимодействие с внешним миром.
В попечительские или наблюдательные советы многих учреждений культуры входят представители бизнеса и общественности. Проблема в том, что эти советы часто существуют лишь на бумаге, бизнес не готов к полноценному участию в работе советов, а сами учреждения культуры боятся излишнего вмешательства советов или не видят пользы в деятельности таких советов. Между тем театры и музеи нуждаются во взгляде со стороны, в интеллектуальных ресурсах и деловых связях неравнодушных бизнесменов. О том, что дееспособный попечительский совет способен принести большую пользу, свидетельствует множество академических исследований. Бизнес и общественность чувствуют причастность к делам культурного учреждения, помогают учреждению разработать стратегию и мобилизовать ресурсы.
Если компания выделяет деньги на поддержку культуры, ей следует поинтересоваться, есть ли в учреждении культуры попечительский совет, какие задачи он решает и как в него войти. Компания должна быть готова делегировать в совет представителя, который станет помогать подшефному музею или театру идеями и деловыми контактами. Руководителя какого уровня делегировать, зависит от учреждения культуры. Иногда лучше включить в совет руководителя на два ранга ниже президента и генерального директора, у которого больше времени, чем у первого лица компании, чтобы активно помогать культуре. А иногда именно первое лицо, несмотря на нехватку времени, будет лучшим делегатом – особенно если оно лично заинтересовано в работе музея, театра или оркестра.
Таким образом, бизнес может поддержать культуру не только деньгами, но и управленческой экспертизой, открытым диалогом, полноценным участием в попечительских советах. Деньги и усилия, вложенные в культуру, возвратятся в виде общественных благ, а в благополучном обществе проще развивать бизнес.