Как вовремя понять, что сотрудник хочет уволиться

И выявить напряженность в коллективе

Риск увольнения сотрудника возникает в тот момент, когда его принимают на работу. Даже устроившись, человек не перестает примерять на себя другие вакансии. Для любого сотрудника нормально иногда заходить на HeadHunter, обновлять резюме, ругать во внутренней переписке начальство и даже периодически заявлять: «Все надоело, уволюсь!» За этими действиями редко стоит твердое намерение изменить работодателю. Однако в какой-то момент интерес может перестать быть праздным – и тогда он может привести к увольнению. Задача руководителя – не оказаться перед столь внезапным неприятным фактом. Есть несколько прямых и косвенных признаков того, что сотрудник готовится к увольнению.

1. Часто посещает сайты поиска работы. Каждый сотрудник время от времени обращает внимание на предложения о работе и даже посещает рекрутинговые сайты. Интересно же, где он мог бы работать и сколько получать. По нашим данным, в среднем человек заходит на HeadHunter 2–3 раза в месяц и проводит там около 10 минут в день. Если посещения сайтов становятся все более длительными, а число просмотренных страниц достигает 20–30, это действительно повод насторожиться. Однако нужно учитывать сезонный фактор. Известно, что желание изменить жизнь резко обостряется после Нового года, дня рождения или других круглых дат, в этот период сотрудник часто обращается к рекрутинговым сайтам и рассылает резюме. Обычно запал проходит через две недели. Если же интенсивность коммуникации после этого срока не снижается, руководитель может начинать бить тревогу. Для выявления таких сигналов об увольнении в арсенале работодателя есть законные электронные сервисы, анализирующие браузерную историю рабочего компьютера и ведущуюся с него переписку.

2. Часто отпрашивается с работы или берет отгул. В жизни каждого могут возникнуть моменты, когда надо отпроситься или взять отгул для решения семейных вопросов или посещения врача. Насторожить должны непонятные отсутствия сотрудника в офисе в рабочее время, когда он не может четко объяснить, где провел эти несколько часов. Если сотрудник внезапно стал слишком часто отпрашиваться в конце рабочего дня или просит разрешения чуть задержаться с утра, скорее всего, он ходит на собеседования: обычно работающие люди стараются назначить собеседование на 10.00 или в конце рабочего дня, в 17.00.

3. Подробно изучает трудовое законодательство. Если в поисковой истории браузера появляются запросы, связанные с Трудовым кодексом и правами при увольнении по инициативе работодателя, значит, в коллективе есть конфликт, и уход сотрудника может оказаться не единственной проблемой для компании, особенно если сотрудник пытается узнать как можно больше о дисциплинарных взысканиях. Тревожным сигналом может быть и обращение к специализированным форумам, юридическим интернет-изданиям.

4. Участившиеся жалобы в корпоративной переписке. Любая работа – по определению конфликт между начальником и подчиненным, поэтому совершенно нормально, что сотрудники во внутренней переписке жалуются на руководство или высказывают критику по отдельным рабочим вопросам. Если же подобное обсуждение действий руководства становится слишком эмоциональным и личным – например, кто-то постоянно негативно высказывается о конкретном начальнике или коллеге, это повод внимательно посмотреть на климат, царящий в компании. Известно, что люди чаще всего увольняются не потому, что компания плоха, а потому, что не могут больше выносить коллег или начальство. Это одна из трех наиболее распространенных причин смены работодателя.

Если один или все упомянутые признаки налицо, это не означает, что сотрудник обязательно уволится в ближайшие три месяца. Но эти признаки – повод уделить ситуации повышенное внимание. Иначе руководству компании в авральном порядке придется искать специалистов на замену. Ведь подбор нового сотрудника, его ввод в команду в условиях цейтнота и дефицита кадров потребуют немалых денег и усилий.