Почему жадность и недоверчивость – лучшие качества руководителя

Семь правил менеджера, отвечающего за эффективность

За свою профессиональную жизнь я просмотрела тысячи профилей сотрудников – так обычно называют описания требований к кандидатам при приеме на работу. Но лучший профиль я увидела совсем недавно – два слова, описывающие идеального руководителя, отвечающего за повышение эффективности: жадный и недоверчивый. Почему же так важны эти не самые лучшие человеческие качества?

Жадность. Жадный менеджер нетерпим к любым потерям. Уклонение сотрудников от выполнения обязанностей (абсентеизм), большие расходы на персонал, низкая производительность труда – со всем этим он активно борется. Приведу пример: работник сибирского предприятия целый год не являлся на работу на законных основаниях: очередной и учебный отпуска, военные сборы, больничный. И весь год компания платила ему зарплату, пока чаша терпения директора не переполнилась – и компания попрощалась с сотрудником. Жадный менеджер решил бы проблему раньше.

Совещания и отчеты – тоже отличный повод для вмешательства жадных руководителей. Они освободят сотрудников от ненужной работы, а высвободившиеся ресурсы направят на производительный труд. В любой, даже очень успешной компании есть минимум 30% резервов для повышения производительности труда. Не все меры столь очевидны, как отмена бесполезных совещаний. Но можно ориентироваться на признанных лидеров эффективного производства, таких как Toyota.

Недоверчивость. Недоверчивый менеджер любую операцию в офисе и на производстве будет рассматривать под увеличительным стеклом. Он никому не верит на слово, считает, хронометрирует, перепроверяет, ищет резервы для повышения качества и снижения затрат.

Правда, одних только жадности и недоверчивости недостаточно, чтобы повысить эффективность. Руководителю следует соблюдать семь важных правил.

1. Фиксируйте лучшую практику на бумаге. До 80% задач в любой организации – типовые. Их надо изучить, отсортировать неэффективные и записать лучшие практики. Нормы труда готовы. Теперь работать спустя рукава будет намного сложнее. Вводите нормы труда не только для рабочих, но и для управленцев. Их труд тоже можно разложить на простые операции и регламентировать.

2. Искорените процессы, не создающие добавленной стоимости. Это уже упомянутые отчеты и совещания, участие в конференциях и тренингах по развитию личной эффективности. Одновременно предложите управленцам изучить офисные системы и приложения – это существенно снизит расходы на секретарей.

3. Используйте возможности трудового договора. Это мощный инструмент повышения производительности, его (равно как и должностные инструкции сотрудников) нельзя писать под копирку. Запишите в трудовом договоре, что важнейшие задачи сотрудника – работать все положенное рабочее время, повышать квалификацию и производительность труда. Эти цели нужно привязать к системе премирования – тогда будут результаты.

4. Сокращайте расходы на инфраструктуру – помещения, оборудование, персонал. Инфраструктура одного американского кардиоцентра – интернет-сайт, на котором размещены профили четырех оперирующих хирургов. Все остальное – операционные, оборудование, вспомогательный персонал, помещения – арендуется или нанимается под каждую конкретную операцию. Посмотрите на свой бизнес критически. Вы обнаружите, что можно сократить существенную часть расходов на инфраструктуру.

5. Нанимайте лучших сотрудников на рынке, платите им больше, чем конкуренты, и не раздувайте штат. Анализируя численность и фонд оплаты труда, я рисую диаграмму соотношения количества сотрудников и их оплаты. В идеале она должна напоминать елочку. Если вместо елочки у вас получается кактус, т. е. численность управленцев и фонд оплаты их труда перевешивают остальные категории сотрудников, это повод задуматься над изменениями.

6. Ежедневно думайте о том, как экономить ресурсы и находить оптимальные решения.

7. Не останавливайтесь на достигнутом, даже если уже получены впечатляющие результаты. Они всегда могут быть еще лучше.-