Как повысить свои шансы на карьерный успех

Найдите время на учебу и размышления, реструктурируйте социальные связи и используйте принципы правильного тайминга
Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления «Сколково»

С началом учебного года людям часто хочется окинуть свежим взглядом свою работу, заново оценить перспективы продвижения по службе и сделать очередные шаги для приобретения нового опыта. Три недавно вышедшие книги дают инструменты работы с тремя важными элементами карьерного успеха: непрерывным обучением, работой с социальными связями и правильным таймингом.

Непрерывное обучение

Автор книги «Никогда не прекращайте учиться: идите в ногу со временем, изобретайте себя заново и процветайте» (Never Stop Learning: Stay Relevant, Reinvent Yourself, and Thrive) профессор Брэдли Стаатс утверждает, что трудности, с которыми сталкивается большинство людей в попытках найти свободное время на размышления и обучение, во многом мнимые. Чтобы найти нужное время, зачастую нужно просто избавиться от неэффективной «склонности к действию». В книге он приводит пример из сферы футбола: «Исследование серий пенальти в профессиональных футбольных соревнованиях выявило, что после 49,3% ударов вратари отпрыгивают влево, в 44,4% случаев – вправо, а остаются стоять в центре ворот лишь в 6,3% случаев. Однако вероятность того, что мяч полетит влево, вправо или по центру, в 32,2%, 28,7% и 39,2% соответственно. Оставаясь на месте, вратари могли бы отбивать 33,3% ударов, а прыгая в левую или в правую сторону ворот – всего 14,2% или 12,6%, соответственно. Если вратари имеют шанс отбить вдвое больше ударов, не двигаясь с места, почему же они так не делают? Это происходит по той же причине, по которой мы не находим времени подумать и "перезагрузиться": слишком уж часто на нас давит своего рода склонность к действию. Мы предпочитаем, чтобы нас видели занятыми какой-то деятельностью, а не ничем».

Люди обычно сосредоточены на обучении через действие, и до определенного момента это работает. Но нейробиология доказывает, что рефлексивное обучение, т. е. обучение на основе изучения собственного опыта, позволяет осмыслить то, что мы уже знаем, но не успели как следует понять, а также нащупать взаимосвязи между новыми идеями.

Стаатс деконструирует процесс обучения, чтобы выделить ключевые элементы, необходимые, по его мнению, для достижения успеха. Для этого он использует свою экспертизу бихевиориста – с упором на то, как фундаментальные свойства человеческой природы могут влиять на способность отдельного индивида к обучению – и теории операций, имеющей собственный инструментарий для подробного разбора образовательных процессов. Вот эти элементы: ценить неудачи; сосредотачиваться больше на процессе, чем на результате; задавать вопросы, вместо того чтобы сломя голову отвечать; находить время на размышления и расслабление; использовать свои сильные стороны; удерживать равновесие между специализацией и многосторонностью, чтобы набирать гармоничный опыт; учиться у других. Ставки предельно высоки: «Пренебрегая обучением, мы рискуем отстать от времени и в итоге с опозданием решать вчерашние проблемы, вместо того чтобы начинать работать с проблемами завтрашнего дня, прежде чем за них возьмется кто-то другой».

По мнению Статса, потенциальная обучаемость становится одним из ключевых факторов карьерного успеха. Сегодня сотрудников зачастую нанимают не за уже имеющиеся знания, а за потенциал научиться какой-то новой деятельности. Возникает новый тип экономики – «экономика, построенная на обучении». В книге выделяются четыре драйвера, двигающих новую экономику и заставляющих людей все больше инвестировать в свое обучение: последовательная рутинизация все большего числа задач, сужение специализаций, глобализация, а также развитие способов передачи информации и коммуникационных технологий, облегчающих человеку освоение новых навыков.

Налаживание социальных связей

Для многих людей налаживание социальных связей связано с выходом из зоны комфорта. Они чувствуют, что должны ходить на мероприятия, призванные развивать контакты, однако они не знакомятся там ни с кем, предпочитая общаться с теми, кого и так уже знают, либо с людьми похожими на них самих. Дэвид Бёркус, профессор, специализирующийся на социальной психологии, видит причину этого явления в фундаментальном непонимании сетевых связей. В своей книге «Знакомый знакомого: как разобраться в скрытых сетях взаимосвязей, способных изменить вашу жизнь и карьеру» (Friend of a Friend: Understanding the Hidden Networks that Can Transform Your Life and Career) он пишет: «У нас не то чтобы есть своя сеть взаимосвязей, мы скорее встроены в огромную сеть, в которой нам нужно научиться ориентироваться». Главный секрет успеха в том, чтобы «составить полную картину уже имеющейся у вас сети и научиться ее усовершенствовать», свободно перемещаясь между разными социальными группами. Людям, которые поддерживают отношения с отличающимися между собой группами, лучше всего удается нелинейная карьера. Человек активный как на работе, так и вне ее, получает возможность связать разные группы воедино. А это, в свою очередь, повышает его социальную ценность, так как он становится важным звеном, обеспечивающим контакты между своими знакомыми.

Тем не менее Бёркус не разделяет общепринятого негативного отношения к разобщенности групп. Разобщенность тоже имеет много плюсов и способствует повышению эффективности. Бёркус комментирует это так: «Наведение мостов между группами помогает распространению идей, но действенна данная корреляция лишь до определенного предела. Когда все границы и барьеры между группами стерты, участники такой сети едва ли могут на кого-то повлиять – фактически это получается сеть чужаков. И тогда ни идеи, ни информация не распространяются вовсе». Главная задача – чувствовать, когда еще имеет смысл оставаться с группой, а когда двигаться дальше: «Мы так часто пытаемся выстраивать свою сеть через поиск надежных людей, с которыми сможем сотрудничать вечно. Нам обычно кажется, что лучшие команды – это те, которые являются сплоченными уже довольно долгое время. Но тщательные исследования природы командной и сетевой работы показывают, что у лучших и наиболее продуктивных команд всегда временная природа».

Научные секреты идеального тайминга

Если вы идете на собеседование или выступаете с презентацией новой идеи / продукта среди множества аналогичных выступлений – стоит ли выступить первым или немного подождать? По мнению известного бихевиориста Дэниела Пинка, все зависит от ваших целей. Когда вы хотите подчеркнуть свою уникальность и ждете, чтобы на вас посмотрели более свежим взглядом, нужно идти впереди. Вместе с тем к концу долгого, утомительного мероприятия люди, наоборот, склонны предпочесть нечто знакомое.

В своей новой книге «Отвечая на вопрос «когда?»: научные секреты идеального тайминга» (When: The Scientific Secrets of Perfect Timing.) Пинк ставил себе целью доказать, что понимание нюансов тайминга и умение эффективно использовать восприятие времени является критически важным навыком. Этот тезис применим не только к отдельным людям, но и к группам. К примеру, рассуждая о моментах, разделяющих некий временной интервал пополам, Пинк отмечает: «Я никогда не придавал значения таким серединным точкам, в основном потому, что не регистрировал само их существование. Теперь же я уверен, что серединные точки могут сказать многое о человеческом поведении и устройстве мира». Исследования показывают, что эффект «серединных точек» не всегда одинаков. Порой в такие моменты мотивация рассеивается, а в других случаях, наоборот, активизируется. Понимая эту закономерность, такой момент можно использовать как своего рода психологический будильник, дающий побудительный сигнал для активизации деятельности. Так, в ходе одного эксперимента, когда студенты бизнес-школы анализировали кейсы на время, шесть из восьми команд по завершении половины отведенного срока ощутили экстренную потребность действовать. Наиболее плодотворная работа наблюдалась как раз во время этого «серединного взрыва активности».

Финальная часть любого процесса также имеет непропорционально большое влияние на то, как мы осмысляем полученный опыт, порой искажая восприятие и затеняя целостную картину. Именно поэтому преуспевающие предприятия, работающие на рынке развлечений, стараются делать так, чтобы их клиенты получали наиболее сильные положительные впечатления незадолго до своего ухода.

Пинк также исследовал закономерности, проявляемые в суточных ритмах человека. Многие из нас в той или иной степени имеют представление о своих «биологических часах» и часто планируют свою активность в течение дня в соответствии с ними. Однако чаще всего люди склонны недооценивать влияние суточных ритмов. Пинк утверждает, что колебания наших когнитивных способностей в течение дня гораздо значительнее, чем нам кажется. Дополнительно усложняет дело «парадокс вдохновения» – концепция, в рамках которой способность к инновациям и творческим решениям достигает пика тогда, когда мы не в лучшей форме, по крайней мере относительно наших суточных биоритмов.

Брэдли Стаатс «Никогда не прекращайте учиться: идите в ногу со временем, изобретайте себя заново и процветайте»

(Bradley R. Staats. Never Stop Learning: Stay Relevant, Reinvent Yourself, and Thrive. Harvard Business Review Press, 2018)

Дэвид Бёркус «Знакомый знакомого: как разобраться в скрытых сетях взаимосвязей, способных изменить вашу жизнь и карьеру»

(David Burkus. Friend of a Friend: Understanding the Hidden Networks that Can Transform Your Life and Career. Houghton Mifflin Harcourt, 2018)

Дэниел Пинк «Отвечая на вопрос «когда?»: научные секреты идеального тайминга»

(Daniel H. Pink. When: The Scientific Secrets of Perfect Timing. Canongate, 2018)

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more