Статья опубликована в № 4713 от 10.12.2018 под заголовком: Нужен ли вам инвестиционный проект

Нужен ли вам инвестиционный проект

Пять критериев оценки осуществимости проектов в производственных компанияx
Павел Гуляев, финансовый директор компании «Шельф — 2000» (бренд «Ложкаревъ»)

На практике инвестиционные проекты (например, строительство нового завода) очень часто затягиваются, бюджеты растут. Более того, не все переходят из инвестиционной стадии в операционную, а еще меньше обеспечивают возврат инвестиций собственнику. Чтобы оценить реальные затраты и сроки, нужно проанализировать проект по пяти критериям.

1. Как подобраны ключевые сотрудники. Всегда следует обращать внимание на систему управления проектом: кто будет отвечать за него, какими ресурсами эти менеджеры будут обладать. Типичная ошибка – проект комплектуется менеджерами, не имеющими отношения к отрасли. Например, на строительство завода по переработке пищевых продуктов в центральной полосе России приглашают нефтяника из Сибири. В итоге завод строится по нормам Крайнего Севера, а про регулирование в области пищевых производств управленцы вспоминают ближе к моменту запуска. Приходится переносить сроки пуска завода, а смета втрое превышает плановую. Если инвестору важно именно доверие, а не опыт в отрасли, если он настаивает на кандидатуре конкретного менеджера, нужно окружить этого менеджера штатом профессионалов из профильной отрасли. Такое решение сэкономит в будущем много ресурсов.

2. Все ли ресурсы учтены. Газа в стране много, но на конкретный проект может не хватить, потому что нет врезки в газопровод. На электроподстанции нет свободных мощностей для нового завода. Вода в скважинах будет с большим содержанием солей. Скоро пуск завода, а очистные не построили, потому что опоздали с расчетом нужных мощностей. Это распространенные проблемы, которых можно избежать еще на стадии планирования. Не всегда можно быстро оценить требуемые ресурсы, но только с учетом этих данных получится понять, во сколько на самом деле обойдется инфраструктура. Нужно также заранее выяснить, готова ли местная администрация участвовать в софинансировании этой инфраструктуры и на каких условиях. От этих затрат будет зависеть будущая финансовая нагрузка на операционную деятельность.

Часто акционеры принимают решение наспех: расширяют площадки, строят новые, устанавливают дополнительные производственные линии, а потом ждут, пока будут подведены газ, электричество. Реальный пример: есть газ, котельная, труба, но нет воды – теплоносителя. Наступает декабрь, затраты на обогрев производства растут, люди болеют, недовольство сотрудников растет – потому что просто забыли про теплоноситель. Задайте побольше вопросов главному инженеру или энергетику: и ему будет приятно, что о нем помнят, и вам спокойнее.

3. Достаточно ли специалистов и рабочих. До начала проекта важно оценить штатное расписание и потребности в персонале. Всегда возникает вопрос, что лучше: набрать людей близко к городу, где работодатели конкурируют за персонал, или нанимать персонал из отдаленных мест? В первом случае придется платить зарплаты выше, во втором – обеспечить специалистов жильем и возить рабочих.

Где взять рабочих? Кто будет возить рабочих? На каком транспорте? На чьем балансе будут находиться автобусы? Может оказаться, что впоследствии из-за непредвиденных затрат на доставку персонала и проживание существенно увеличатся операционные расходы.

Часто бывает, что никто не подумал об оценке затрат на доставку персонала и о парковке автобусов, а завод уже построен. В итоге люди мерзнут на проходной, работа производства начинается с опозданием на час. Транспортную проблему можно решить, если договориться с местной властью о запуске дополнительного городского, районного маршрута, субсидируемого администрацией. Однако об этом надо позаботиться заранее, чтобы успеть утвердить соответствующую статью расходов в местном бюджете.

Практическое наблюдение: если позднее понадобится сократить избыточный персонал и хочется сделать это безболезненно, можно отказаться от транспорта: автобус перестанет ходить – и люди уволятся сами.

4. Насколько будет востребована продукция. Реальный пример: строим мясоперерабатывающий завод, ставим оборудование, а какой ассортимент будем производить и в каких объемах, решаем только тогда, когда пора подключать газ. В итоге получается, что завод производит продукции больше, чем потребляет весь регион. Завод работает с неполной загрузкой, возникают операционные затраты, которые ложатся на себестоимость. Поэтому к планированию инвестиционного проекта обязательно нужно привлекать коммерческих директоров. Они не всегда рады новому ассортименту и объему, потому что работы станет больше, продавать этот продукт придется именно им. Их оценки важны для проекта, они могут существенно повлиять на его стоимость и сроки возврата инвестиций.

5. Имеются ли альтернативные источники финансирования. Стратегия финансирования проектов из собственной прибыли оправданна, но денег может не хватить. Заходите с проектом в несколько банков, рассматривайте варианты софинансирования с партнерами, вовлекайте больше заинтересованных сторон. Договаривайтесь на лимиты больше, чем вам нужно для проекта, – это не значит, что нужно брать деньги, но это позволит лишний раз проверить проект на финансовую состоятельность. К тому же в случае отказа одного банка будет возможность быстро уйти в другой.

Старайтесь как можно чаще задавать вопросы ключевым менеджерам, сопоставляйте информацию из разных источников, и вам будет легче принять правильное решение: стоит ли вообще запускать новый инвестиционный проект? Может быть, лучше повысить прибыльность действующего производства? Повышение прибыльности – тоже инвестпроект.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more