Статья опубликована в № 4744 от 31.01.2019 под заголовком: Четыре способа снизить себестоимость

Четыре способа снизить себестоимость производства

И снизить зависимость компании от отдела продаж и рынка
Павел Гуляев, финансовый директор компании «Шельф — 2000» (бренд «Ложкаревъ»)
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Акционеры часто считают, что отдел продаж в ответе за все изменения рынка. Но на продажи влияет много факторов, которые не может изменить никакой продавец: валютные курсы, сезонность, изменение потребительских предпочтений, погода, изменение планов сетевого ритейла, большие складские остатки, наращивание или сокращение производственных мощностей конкурентов. Но есть хороший способ уменьшить зависимость компании от отдела продаж – снизить себестоимость. Она зависит от технологии производства, стоимости сырья и энергоносителей, фонда оплаты труда. На эти факторы у собственников и менеджмента компании больше возможностей влиять, чем на планы сетевых ритейлеров или погоду. Как снизить себестоимость?

1. Проанализируйте и улучшите технологию. Технологи и инженеры окончили вузы десятки лет назад, и большинство потом не развивались. А за эти годы технологии ушли далеко вперед. Лучше и интереснее всего топ-менеджерам будет посетить схожие производственные площадки в других городах, а еще лучше – странах. Можно перенять опыт и оптимизировать собственное производство.

Реальный пример: технологический аудит на яичной птицефабрике показал, что замена шести сортировальных машин на один комплекс с галереями для транспортировки яйца приведет к сокращению персонала более чем на 20%, а потери яйца благодаря сокращению доли ручного труда и перевалки снизятся на 8%. После замены машины, увеличения числа птицемест на квадратный метр площади и исключения ручного труда EBITDA фабрики за год выросла на 30%, фонд оплаты труда сократился вдвое. Численность штата рабочих сохранилась, но требования к квалификации существенно выросли.

Модернизация очень болезненна для технологов, инженеров, ветеринаров, агрономов – им приходится заново учиться новым технологиям, часть сотрудников приходится сокращать или заменять. Но она дает внушительный эффект. Можно привязать систему мотивации к сокращению затрат и платить премии – тогда и персонал будет бенефициаром оптимизации.

Экспериментируйте, используйте разные настройки оборудования, разные виды сырья, привлекайте внешних консультантов и собственных рационализаторов. Все это вместе даст возможность повысить отдачу от каждой производственной линии.

2. Вовлекайте персонал в процесс улучшений. У людей на производстве всегда много простых идей и предложений, как улучшить производство и сделать его более удобным для себя, а значит, и для собственников. Главным препятствием для участия персонала является страх контакта с руководством, ответственности и наказания, если что-то не получится. Убирайте ненужные уровни иерархии между руководителями и производственным персоналом, которые только затрудняют коммуникации и раздувают себестоимость. Например, на крупной птицефабрике при каждой службе существовали группы механиков, инженеров и специалистов. Например, при наличии инженерной службы на птицефабрике дополнительно имелся отдел главного механика. У главного энергетика был целый штат высокооплачиваемых заместителей. На другой птицефабрике главный инженер, полковник Инженерных войск в отставке, организовал свою службу по принципу автономности на случай войны. На каждом участке был отдельный ответственный, чтобы нажать кнопку. Все закончилось тем, что штат сократили втрое, пришлось расстаться и с главным инженером.

3. Используйте скрытые резервы. Часто отходы производства просто утилизируют, причем утилизация стоит денег. Но то, что для вас является отходами основного производства, для других может оказаться сырьем. Надо только найти покупателя – и вместо затрат на утилизацию появятся доходы от сбыта нового продукта. Например, отходы пищевого производства – это корм для домашних животных, биоматериал для вакцин, добавка в комбикорм для скота, удобрения и т. д.

4. Сделайте закупки более гибкими. Из-за риска злоупотреблений процесс закупок сильно забюрократизирован: тендеры, множество согласований цен, строгие бюджеты, проверка благонадежности поставщиков. Пока закупщики подготовят и согласуют все документы, цены могут измениться и надо начинать все сначала. В пищевой отрасли часто возникает неожиданный спрос (например, со стороны крупного ритейлера) – и производителю нужно срочно закупить сырье. Пока у вас продолжается закупочный тендер, этот спрос успевает удовлетворить другой поставщик.

Очень часто тендерный комитет отметает заявку хорошего поставщика, который работает только на условиях частичной предоплаты. Страдает прибыль, это происходит совершенно незаметно. Часто влиять на сроки поставки удается путем авансирования поставщиков. Оно увеличивает потребность в оборотном капитале, есть также риски возврата из-за ненадлежащего качества, но скидки и сокращение сроков поставок эти издержки компенсируют, и оборачиваемость запасов увеличивается.

Тендеры не настолько хорошо защищают от злоупотреблений, как принято считать. Они дают результаты только на начальном этапе, когда компания налаживает процессы снабжения и взаимодействие с ключевыми поставщиками. После этого все стороны процесса уже хорошо знакомы и нередко договариваются между собой до начала тендера. Контролировать закупки помогают продуманная система мотивации персонала и прямые контакты акционеров с ключевыми поставщиками. Закупщики будут опасаться, что акционер позвонит продавцу напрямую и спросит о цене.-

Читать ещё
Preloader more