Когда работодателю ждать инспекторов с проверкой

И как вроде бы законопослушные компании попадают в категорию работодателей с высоким риском

С 1 января прошлого года в стране введен риск-ориентированный подход к надзору за соблюдением норм трудового права. То есть периодичность плановых проверок стала зависеть от категории риска, присвоенной компании. Законодатели определили пять степеней риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. На этом основана частота плановых визитов – например, для высокорискованных компаний один раз в два года, а для работодателей из группы среднего риска – каждые пять лет. Самых законопослушных работодателей (низкая степень риска) обещали беспокоить только при внеплановых ситуациях.

Степень риска зависит от нарушений трудового законодательства: чем их больше и чем они опаснее для сотрудников, тем выше риск. На своем сайте Роструд опубликовал подробную градацию нарушений, их последствия, а также руководство, как определить степень риска. Ведомство периодически публикует данные об организациях с высоким и значительным риском.

Плановые проверки сейчас проводятся по чек-листам, которых сейчас уже более 130. Если раньше результаты ревизии полностью зависели от квалификации и тщательности работы конкретного инспектора, то сейчас проверочные листы не дадут возможности упустить нарушение. Предпринимателям достаточно изучить все чек-листы и выявить свои зоны риска. Однако проверочных пунктов заметно прибавилось.

Сейчас только в Москве и Подмосковье около 800 предприятий и предпринимателей отнесены к категории высокого риска. В их число, например, входят крупнейшие транспортные компании и производители потребительских товаров. От директоров по персоналу я нередко слышу: у нас нет вредных условий труда, но мы вдруг оказались в списке ненадежных компаний. Почему?

Ответ зависит от того, что может послужить поводом для самой первой проверки.

1. Несчастный случай на производстве или связанный с выполнением должностных обязанностей. Например, компания выдала служебный автомобиль торговому или медицинскому представителю, а он попадает в ДТП с травмами или летальным исходом. Несчастные случаи с тяжелыми последствиями обязательно расследуются при участии госинспекции труда (ГИТ). Если она найдет нарушения в компании, работодателю обязательно повысят категорию риска.

2. Происшествия, в которых могут пострадать люди. Реальный случай: при взрыве в аэропорту «Домодедово» погиб водитель, который встречал из командировки генерального директора компании. Аварии, теракты, природные и техногенные катастрофы также попадают в зону внимания ГИТ. Среди потерпевших могут быть сотрудники при исполнении своих обязанностей, поэтому инспекция обязательно начнет проверку.

3. Жалоба работника. Чаще всего надзорные органы приходят именно по этой причине. Реальный пример: фармацевтическая компания решила сократить сотрудницу, которая плохо исполняла обязанности. Получив уведомление о сокращении, она ушла в ежегодный отпуск, а затем принесла справку о беременности. Компания не стала ее сокращать, но сотрудница начала жаловаться – в МВД, ГИТ, Роспотребнадзор. По их запросам работодателю пришлось готовить развернутые объяснения, и в итоге ГИТ начала проверку. Чтобы избежать ненужных рисков, работодателям надо выстраивать хорошие отношения с персоналом. А если нужно расстаться с сотрудником, надо увольнять его за неисполнение должностных обязанностей и в соответствии с законом.