Статья опубликована в № 4827 от 05.06.2019 под заголовком: Чем опасен плохой главный бухгалтер

Какой ущерб бизнесу наносят плохие бухгалтеры

Восемь признаков, что главного бухгалтера пора уволить
Сурен Айрапетян, Управляющий партнер Rebridge Capital

С точки зрения банков и госорганов, лицо любого бизнеса – его бухгалтерская отчетность. Ошибки бухгалтеров могут обернуться серьезными проблемами для генерального директора. Ведь по закону о бухгалтерском учете именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета, а также за правильность начисления и уплаты налогов. Поэтому гендиректору нужно быть уверенным, что его бухгалтеры обладают достаточной квалификацией и добросовестны. Вот восемь признаков того, что главного бухгалтера следует уволить.

1. Неоднократные просрочки платежей по кредиту. Многие директора малых предприятий полагают, что просрочка платежа по кредиту, лизингу или факторингу – это мелочь. Однако, если просрочка по кредиту составит более пяти календарных дней, компания рискует тем, что банки больше не захотят ее кредитовать.

2. Не вовремя уплаченные налоги. Это грозит решением ФНС о приостановке операций на всех расчетных счетах организации в банках. Компания не сможет расплатиться с поставщиками, арендодателями, сотрудниками и проч.

3. Ошибки в отчетности. Реальный пример: компания подавала заявку на кредит, подготовила документы. Банк в кредите отказал. Причиной стала ошибка в отчетности: по счету прошли 14 млн руб., а в отчетности бухгалтер указал 2 млн руб. Гендиректор компании, когда подписывал документы, ошибку не заметил.

4. Незнание нововведений в законах. Поправки в закон о бухгалтерском учете вносятся часто, некоторые весьма существенны. Например, с 2018 г. Британские Виргинские острова и Южная Корея не считаются офшорами. Если у компании есть юрлица в этих юрисдикциях, а главбух вовремя не уведомил гендиректора, компания может получить серьезное доначисление налогов.

Другой пример – на покупателей сырых шкур животных или металлолома возложена обязанность налоговых агентов по НДС. Иными словами, все организации, покупающие эти товары, должны сами перечислять НДС в бюджет. Главный бухгалтер обязан знать о вступлении в силу таких новшеств, чтобы не подвести компанию.

5. Небрежная обработка документов. Если бухгалтер не проводит авансовые отчеты или делает это с опозданием, компании грозит беда. Генеральный директор должен проверять, идут ли в работу все предоставленные бумаги. Например, если не проводить документы, подтверждающие расходы, образуется незакрытый подотчет, который инспекция сочтет заработной платой руководителя компании. На эту сумму будут насчитаны НДФЛ и страховые взносы.

6. Махинации с зарплатными ведомостями. Нередко бухгалтеры пользуются вседозволенностью в корыстных целях. Одна из мошеннических схем – дублирующиеся ведомости зарплат сотрудников. Реальный пример: главный бухгалтер компании долгое время вводила в заблуждение и гендиректора, и сотрудников. Она составляла каждый месяц две разные ведомости. В первой указывала оклад сотрудника в 50 000 руб., а по второй тот же сотрудник получал оклад в 55 000 руб. в месяц. Одну ведомость она показывала сотрудникам, а вторую приносила на подпись боссу. Зарплаты в компании выдавались наличными, и главный бухгалтер без труда присваивала разницу. Вскрылись злоупотребления случайно: однажды три грузчика решили потребовать повышения зарплаты и пришли с этим требованием в кабинет к генеральному директору.

7. Неизвестный перевод. Обычно компания переводит деньги множеству контрагентов. Гендиректор малого или среднего предприятия отдает распоряжение бухгалтеру, какую сумму кому и когда отправить. А исполнение указаний проверяет редко и неоперативно. Потом в списке транзакций за квартал обнаруживается несколько таинственных и непонятных. Бухгалтер делает большие глаза. Однако выясняется, что получателем этих платежей является организация, принадлежащая родственнику главного бухгалтера. Казалось бы, эта схема настолько проста и стара, что сейчас ею никто не пользуется, но это не так.

8. Утрата документов. Культура хранения документов в малом и среднем бизнесе не развита. При переезде в новый офис бумаги нередко пропадают. Реальный пример: главный бухгалтер спросил у гендиректора, в какую коробку укладывать больничные листы. Тот ответил: «Нечего тащить в новый офис макулатуру!» Вечером бухгалтер уничтожила все больничные листы сотрудников за четыре года. А через несколько месяцев в компанию пришла проверка Фонда социального страхования и потребовала среди прочего оригиналы больничных листов. Фонд доначислил немалые страховые взносы. Компании пришлось запрашивать дубликаты больничных из поликлиник, в которых сотрудники проходили лечение, и потратить много времени.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more