Как выдержать допрос в налоговой инспекции

Достаточно соблюдать шесть простых правил

В последнее время налоговые органы активнее, чем раньше, используют допрос свидетелей, чтобы доказать налоговое правонарушение. Бизнес может недооценивать значение свидетельских показаний, однако именно протокол допроса все чаще становится решающим доказательством, влияющим на результат разрешения налоговых споров.

При этом наметилась тенденция не только к увеличению числа допросов – существенно расширился круг допрашиваемых лиц. Налоговые органы делают ставку на допрос людей, которые далеки от понимания порядка расчета или уплаты налогов и вряд ли имеют представление о том, что представляет собой допрос. Если раньше для дачи показаний вызывали директора, бухгалтера или представителей контрагентов, то сегодня эта практика распространилась на большое количество сотрудников налогоплательщика из разных отделов (маркетологов, специалистов по логистике, IT, грузчиков и т. д.).

Допрос – самый простой и быстрый способ получения информации, при этом ею легко манипулировать, толкуя показания совсем не в том смысле, который вкладывал свидетель. Допрашивая сотрудников компании, инспектора стремятся выяснить, как же на самом деле обстоят дела. Они ищут противоречия в показаниях разных людей и расхождения показаний с документами налогоплательщика.

Так как же пройти допрос с минимальными рисками и без потери нервных клеток? Достаточно соблюдать несколько простых правил.

Допрос – это всегда стресс, подготовьте к нему сотрудников. Попросите их предупреждать о вызовах на допрос и обеспечьте комфортные условия, откомандировав вместе с сотрудником представителя. Не редки случаи, когда свидетель может перенервничать в ходе допроса, впасть в замешательство и начать давать показания, которые не соответствуют действительности. В моей практике был случай, когда сотрудник налогоплательщика на вопрос, оказывала ли ему компания Х услуги по организации обучения, ответил, что не знает такой компании и не помнит, что услуги были оказаны. При проверке данных оказалось, что он не только проходил обучение, но и после тренинга задавал коучу вопросы по электронной почте.

Знайте порядок проведения допроса, свои права и обязанности, а также права и обязанности налогового органа. Понимание процедуры допроса и границ дозволенного для инспекции позволит не допустить нарушения прав свидетеля. Нужно быть готовым к тому, что инспектор может оказывать психологическое давление и применять ряд приемов для получения информации. Например, пугать дополнительной ответственностью, которая на самом деле не предусмотрена законом, или задавать вопросы, не относящиеся к должностным обязанностям свидетеля или направленные на получение персонального мнения свидетеля о ситуации.

Не отвечайте на вопросы, которые выходят за пределы ваших должностных обязанностей. Часто инспектор, пытаясь получить от свидетеля информацию, задает вопросы, выходящие за рамки профессиональных компетенций последнего. Например, бухгалтеру задают вопрос: «Где на складе хранится товар?» – а тот отвечает, что не знает. Инспектор трактует показания однозначно: свидетель не знает, где хранится товар, значит, поставок не было и сделка носит фиктивный характер. Оптимальным ответом на подобные вопросы будет фраза: «Не знаю, потому что это не относится к моим должностным обязанностям».

Внимательно читайте протокол допроса и не стесняйтесь просить инспектора вносить в него изменения. Свидетель, утомленный допросом, не всегда внимательно читает протокол. Но если изучать его детально, можно найти и не полностью изложенные показания, и ошибки в фактах, и показания, которых свидетель не давал, и т. д. Просите внести правки в протокол столько раз, сколько будет необходимо. Если инспектор отказывается, торопит вас, помните, что формально вы не ограничены во времени, и подробно изложите все свои дополнения в графе «замечания». Если их много, просите дополнительные листы бумаги. Только после того как протокол вычитан и все необходимые правки и дополнения внесены, подписывайте документ. После допроса попросите сотрудников поделиться с вами копией протокола допроса.

Приходите на допрос с представителем. Его присутствие обеспечит свидетелю психологический комфорт, позволит ему не чувствовать себя брошенным, одиноким. Представитель профессионально проконтролирует процесс допроса, позаботится о корректности составления протокола. Важно помнить, что представитель не может отвечать на вопросы вместо свидетеля.

Перед началом допроса ходатайствуйте о проведении аудиозаписи. Аудиозапись – дополнительный стимул для допрашивающего инспектора держать себя в руках. Если возникли разногласия, можно будет прослушать запись и установить ход событий. В случае отказа в проведении аудиозаписи обязательно сделайте об этом отметку в протоколе допроса в графе «замечания».

Если допрос прошел не лучшим образом, есть способы исправить ситуацию. Например, можно подать ходатайство о повторном допросе. Кроме того, можно представить дополнительные объяснения, сведения и документы. Помните, что допрос – это не экзамен, а у вас нет цели сдать его на «отлично». Также вполне позволительно не помнить подробности событий, которые произошли несколько лет назад.