Как правильно объявить простой во время пандемии

Если у компании серьезные экономические проблемы

В период ограничений для организаций и режима самоизоляции для граждан компании вынуждены организовывать работу таким образом, чтобы минимизировать вероятность заражения работников. Многие работодатели столкнулись с серьезными экономическими проблемами. Что делать работодателю, если он не может перевести сотрудников на удаленный режим и продолжить работу?

В период временной приостановки работы объявление простоя – способ сохранить коллектив и в то же время сократить расходы на оплату труда. Простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК). Если у работодателя нет сырья, деталей для изготовления продукции, потому что их поставки прекращены, это как раз причины организационного или технологического характера.

Напомним, что президент объявил о завершении нерабочих дней с 12 мая 2020 г. В то же время дни с 12 мая не были объявлены рабочими в обычном понимании, равно как не были сняты введенные ранее ограничения, а режим самоизоляции сохранился. Главы регионов имеют полномочия самостоятельно, в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки приостановить или ограничить деятельность отдельных организаций, а также ИП.

Поэтому возможность или невозможность простоя будет зависеть от того, каким именно образом работодатель обоснует его причины. Если деятельность работодателя приостановлена или ограничена нормативными правовыми актами глав регионов, значит, он не сможет обеспечить работников работой. Тогда работодатель может ввести простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя со ссылкой на соответствующий указ, постановление или распоряжение главы региона. В приказе надо обосновать, что простой вводится по причинам, не зависящим от работника и от работодателя.

Если же деятельность компании не ограничена нормативными правовыми актами глав регионов, а она не может продолжить деятельность в силу экономических или финансовых причин, простой признается простоем по вине работодателя.

Квалифицировать вид простоя важно, потому что от этого зависит оплата.

Простой по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 среднего заработка работника. При расчете среднего заработка учитываются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда организации: должностной оклад, премии, надбавки и пр.

Простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя, – в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК). Другие выплаты, учитываемые в среднем заработке, в расчет не принимаются.

Таким образом, если простой возник по причинам, не зависящим от сторон трудового договора, компании он обойдется дешевле, чем простой, возникший по вине работодателя. В трудовых договорах или локальных актах может быть предусмотрена оплата периода простоя в большем размере.

Хотя трудовое законодательство не содержит требований к документации при введении простоя, на практике простой оформляется приказом. Приказ должен содержать:

  • сроки простоя (начало, окончание, если его можно предсказать);

  • причину введения простоя и по чьей вине он произошел (для обоснования оплаты времени простоя);

  • порядок оплаты;

  • список работников, в отношении которых введен простой, поименно и то, что они не должны присутствовать на рабочих местах.

Сроки простоя можно определить конкретными датами или наступлением события – например, до особого распоряжения главы региона об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуется в приказе описать порядок отмены простоя и порядок уведомления работников о необходимости явиться на рабочее место, если во время простоя доступ туда был запрещен.

Работников необходимо ознакомить с приказом под роспись. Если это невозможно, так как из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в регионе работник находится дома, в приказ можно включить формулировку, которую предложил Минтруд в письме от 27 марта 2020 г. – об «обмене электронными образами документов при необходимости с последующим их оформлением в установленном порядке», и направить приказ по электронной почте работникам для ознакомления.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о введении простоя в службу занятости в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о вводе простоя. Роструд полагает, что это необходимо при остановке производства в целом. Поскольку законами предусмотрены административные штрафы за неуведомление центров занятости, рекомендуется их уведомлять и тогда, когда простой вводится в отношении структурного подразделения или отдельных работников.