PwC: В этом году компании продолжат сокращение штата

В прошлом году 55% крупных российских компаний сокращали персонал, большинство из них планируют продолжить начатую политику в этом году, сообщают исследователи PwC, опросив 300 компаний из более чем 20 отраслей экономики.

Результаты исследования показали, что чаще всего сокращения производились за счет реорганизации (39,6%) и закрытия ряда бизнес-направлений (18,8%). В 2015 г. в половине компаний-участников объем сокращений находился в пределах 10% от общей численности сотрудников компании, в 2016 г. большинство компаний планируют остаться в этих же границах.

Второй год подряд компании избирательно подходят к найму персонала, сместив фокус с массового подбора на выборочное заполнение важных для бизнеса позиций (44% компаний осуществляли наем персонала только на выборочные позиции в 2015 г. и также планируют придерживаться этого подхода и в 2016 г.).

По словам исследователей, упомянутые подходы к управлению расходами позволяют компаниям хотя бы частично компенсировать сотрудникам реальное снижение доходов за счет индексации (63% респондентов планируют увеличить базовое вознаграждение в среднем на 8%) и расширения пакета льгот (25% респондентов планируют увеличивать набор льгот и/или расходы на текущий пакет). Также компании стали чаще предоставлять своим сотрудникам возможность работы по гибкому графику и удаленно (66% компаний от общего числа участников). Это позволяет не только повысить уровень вовлеченности и мотивации сотрудников, но и сократить расходы компании.

В связи с проводимой в компаниях реорганизацией возникла необходимость в повышении уровня квалификации и эффективности сотрудников для выполнения ими более сложного и комплексного набора функций. Поэтому, в отличие от 2014 г., в прошедшем году компании стали уделять больше внимания вопросам обучения и развития сотрудников. Так, система обучения сотрудников в том или ином виде существует в 96,6% исследуемых компаний. Чаще всего обучение проводится внутренними тренерами компании (63,5%), в то время как внешние тренинги (14,2%) используются в основном для ключевых сотрудников, в том числе как инструмент удержания и поощрения сотрудников, демонстрирующих высокие результаты. Для таких сотрудников организации разрабатывают специализированные программы развития и карьерного планирования, а также выделяют их в отдельную категорию в рамках системы оплаты труда. Многие крупные компании уже имеют корпоративные университеты и еще около 25% участников нацелены на создание такой структуры.

Компании все больше увязывают вознаграждение сотрудников с краткосрочными и долгосрочными результатами деятельности. В условиях нестабильной рыночной ситуации организации вынуждены на ежегодной основе корректировать политику переменного вознаграждения и ужесточать условия премирования, например увеличивать пороговые значения показателей для получения премии за результаты деятельности или пересматривать КПЭ сотрудников. Тем не менее предпринятые в 2015 г. меры по оптимизации и реорганизации бизнеса позволили 83% респондентов достичь поставленных целей и произвести выплату премии по итогам года, и только 6,6% компаний отменили выплату премий.

«Таким образом, в условиях спада экономики каждая компания старается найти оптимальный баланс между сокращением расходов на персонал и развитием бизнеса, – считает Алла Романчук, партнер, руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом PwC в России. – По итогам исследования мы видим, что такие меры, как совершенствование организационной структуры и оптимизация численности, позволяют сокращать затраты на персонал, а правильно сформированная политика развития и обучения дает возможность выявлять и удерживать лучших и наиболее вовлеченных сотрудников, которые будут способствовать росту эффективности и прибыльности организации».