ВЦИОМ: Россияне все чаще хотят стать предпринимателями

Со времен СССР у россиян сильно изменилось отношение к предпринимательству, делают выводы специалисты ВЦИОМа, сравнив результаты опроса 1991 г. с нынешним. Теперь доля затруднившихся с ответом сократилась с 20 до 3% соответственно.

Сегодня не желают становиться бизнесменами 60% (49% было в 1991 г.). Стало значительно больше и тех, кто хотел бы заняться предпринимательством ( с 29 до 34% соответственно).

Среди желающих открыть свое дело предпринимают для этого какие-то действия только 17% (в 1991 г. было 8%), еще 33% обещают социологам начать работу над этим в ближайшее время.

Наиболее привлекательными сферами предпринимательства россиянам кажутся розничная торговля (24%, ранее – 14%), общественное питание, транспорт и бытовое обслуживание (17%).

За 25 лет вдвое вырос уровень оптимизма относительно успеха бизнес-карьеры – 71% потенциальных предпринимателей (планирующих начать свое дело и уже предпринимающих для этого какие-то действия) надеются, что задуманное им удастся (ранее так говорили только 35%).

Среди всех опрошенных наиболее распространено мнение, что для удачи в бизнесе прежде всего нужны деньги (34%). 27% отмечают значимость личных качеств, 23% - связей и знакомств. При этом уже действующие бизнесмены говорят, что предпринимателю для успеха нужны в первую очередь не деньги (12%), а личные качества (45%) и полезные знакомства (27%).

Респонденты, не желающие открыть свое дело, и те, кто пока для этого ничего не делает, объясняют это неимением необходимых материальных средств (37%), плохим здоровьем и старостью (30%), отсутствием интереса к бизнесу (20%) и др.