Государство пересчитает пользователей у интернет-компаний
Сопротивляющимся площадкам обещают отключить рекламуЧиновники решили, как будет устроена система госучета интернет-пользователей: сайты обяжут предоставлять данные о своей аудитории организации, специально уполномоченной для этого государством. Сайтам, которые откажутся это делать, будет запрещено размещать рекламу. Такие поправки в законы о СМИ и об информации подготовил Роскомнадзор совместно с медиакомпаниями. «Ведомости» ознакомились с документом. В пятницу, 15 ноября, медиакомпании, интернет-холдинги, профильные ассоциации и чиновники обсуждали его на встрече у руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания. Представитель Роскомнадзора от комментариев отказался.
О намерении чиновников создать госсчетчик для интернета стало известно в сентябре. Если на ТВ как сами каналы, так и рекламодатели давно договорились о едином стандарте данных – это информация аналитической компании Mediascope (с 2016 г. контролируется государственным ВЦИОМом), то в интернете конкурирует несколько систем – того же Mediascope, «Яндекса», Rambler Group, LiveInternet, Google и др.
Чиновников такая разрозненная информация об интернет-аудитории не устраивает. Рекламодателям и производителям контента необходима универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории, говорил замминистра связи Алексей Волин. Рекламодатели вынуждены использовать в сети разрозненные, толком не проверяемые данные, которые к тому же плохо коррелируются с данными по телезрителям, заявлял Жаров. Единых данных по онлайн-аудитории не хватает и самому государству, которое хочет четко понимать, какой контент смотрят ее граждане в сети, какие интернет-площадки оказывают наибольшее влияние на общественное мнение и т. д., рассказывают менеджеры медиакомпаний.
В начале осени у чиновников еще не было четкого понимания, как может быть устроен госсчетчик, какие сайты будут обязаны его установить, какие данные должны представлять интернет-компании. И сейчас в правительстве и администрации президента есть разные представления о том, как именно это нужно делать, знают три менеджера медиакомпаний: каждая группа старается быстрее представить индустрии и защитить собственную концепцию. Роскомнадзор пока единственный, кто успел не только написать с помощью медиаиндустрии проект, но и собрать на него первые отзывы операторов связи, рекламных агентств и т. д., говорят собеседники «Ведомостей».
В проекте Роскомнадзора и медиаиндустрии не определен круг сайтов, которые должны будут представлять данные уполномоченной организации, – в большей части поправок говорится об «интернет-ресурсах». Нет никаких подробностей и о том, какие именно данные должны представлять площадки, – методику измерений после принятия закона предстоит определить Роскомнадзору. Отдельно указано, что сайты должны отчитываться не только об аудитории в целом, но и об аудитории размещенной рекламы. Подробнее всего в законопроекте описаны условия отбора, полномочия и ограничения для уполномоченной организации. Поправки обязывают ее считать как интернет-пользователей, так и телезрителей. Только так можно обеспечить единый подход к измерениям в разных средах, объяснил «Ведомостям» один из участников совещания. Два других участника говорят, что это спорный вопрос и, возможно, уполномоченную организацию не обяжут делать измерения в обеих средах. Измерять интернет под государственным флагом сможет только российская компания, иностранцы не могут контролировать в ней более 20% акций или долей. Наконец, уполномоченная организация сможет полностью контролировать рынок измерения аудитории рунета – другие игроки будут обязаны раз в год проходить ее аудит.
Опрошенные «Ведомостями» менеджеры медиакомпаний не сомневаются, что единственный претендент на эту роль – Mediascope. Гендиректор Mediascope Руслан Тагиев говорит, что если государство объявит тендер на измерения в интернете, то Mediascope будет в нем участвовать: «Рассчитываю, что наш многолетний опыт тут будет очень полезен. Сведение в единую систему измерений данных по аудитории того же «Первого канала» и Google – крайне важная индустриальная задача».
Большинство участников совещания у Жарова – «Яндекс», Mail.ru Group, «Национальная медиа группа», «Первый канал», Ассоциация коммуникационных агентств России – отказались от комментариев. Представитель Медиакоммуникационного союза заявил, что большинством игроков рынка предложенный проект поправок воспринят благожелательно. Представители Национального рекламного альянса и Google не ответили на запрос «Ведомостей».
Неофициально сотрудники медиакомпаний и интернет-холдингов указывают, что законопроект пока написан очень общими словами, эффект зависит от того, как документ будет доработан, какую методику измерений впоследствии утвердит Роскомнадзор, как именно служба будет добиваться запрета на размещение рекламы теми площадками, которые не представят данные. «Как фактически чиновники смогут запретить Google или Facebook размешать рекламу для российских пользователей? Да никак!» – говорит один из собеседников «Ведомостей». Два эксперта и чиновник, участвующие в обсуждении, замечают, что поправки специально написаны широкими мазками – это даст больше возможностей при подготовке подзаконных актов, их исправления вслед за быстро меняющими технологиями и т. д. Нормы будут вводиться поэтапно, знает один из них: сначала данные запросят у площадок, которые размещают российский видеоконтент, потом постепенно и у других сайтов. Ответственность будет предусмотрена не только для площадок, которые не представят данные, но и для компаний, которые продолжат размещать на них рекламу, знает он: «Эти механизмы сейчас прорабатываются».