Из-за смены правительства кинопродюсеров лишают обещанных 2 млрд рублей из бюджета

Эти деньги предназначались на съемки иностранного кино и иностранные переводы русских фильмов и сериалов
Некоторые кинокомпании уже заложились на государственные деньги и ожидают сложностей в отношениях с иностранными партнерами /TASS

Правительство решило выделить 70 млн руб. на пилотный проект рибейтов для зарубежных фильмов в России, рассказали три профильных чиновника. Местные власти по всему миру вводят рибейты, чтобы привлечь иностранных продюсеров, прежде всего голливудских: те снимают местную экзотику, привлекают местные команды, оставляют деньги в гостиницах и ресторанах, т. е. развивают экономику, а чиновники компенсируют им часть понесенных затрат.

Решение финансировать пилотный проект принято 28 февраля на заседании проектного комитета правительства по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», сказали собеседники «Ведомостей». Возглавляет комитет первый зампред правительства Андрей Белоусов. Представитель правительства перенаправил запрос в Минэкономразвития – оно, а также Минфин и Минпромторг получили поручение начать программу в пилотном режиме, подтвердил представитель Минэкономразвития.

В России рибейты введены в ноябре 2019 г. постановлением правительства, а те самые 70 млн руб. совет при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам решил выделить в декабре 2019 г. – и сразу перенес их на 2020 г.; еще на те же цели в 2020 г. было решено выделить 750 млн руб. Тогда же совет постановил выделить деньги на программу адаптации контента – субтитры и озвучку на иностранных языках, продвижение и рекламу на фестивалях и кинорынках. На адаптацию было обещано 300 млн руб. в 2019 г. (и сразу перенесено на 2020 г.) и 950 млн руб. в 2020 г. То есть всего кинематографисты должны были получить свыше 2 млрд руб., а теперь – только 70 млн руб. на рибейты.

После смены правительства чиновники, в том числе Белоусов и новый министр экономразвития Максим Решетников, засомневались, что траты на программы рибейтов и адаптации обоснованны, говорят собеседники «Ведомостей». Решетникова беспокоит, что без тщательной экспертизы софинансирование из бюджета могут получить зарубежные фильмы, которые очерняют Россию, знает один из собеседников. Поэтому решение о массовом финансировании зарубежного кино будет принято после начала или исполнения пилотного проекта, говорят два собеседника «Ведомостей», но не представляют, когда это будет.

30–40% затрат

на съемки иностранных фильмов и сериалов в России пообещало в конце 2019 г. правительство. Деньги будут получать не напрямую зарубежные студии, а их российские партнеры по съемкам

Целесообразность программы адаптации контента тоже пересматривается, знает один собеседник «Ведомостей». Другой уточняет, что нужно продумать наиболее действенные подходы, чтобы финансирование было эффективным. Представитель Минэкономразвития не комментирует судьбу программы адаптации контента.

Опрошенные «Ведомостями» продюсеры расстроены. «Все это, конечно, безобразие, все уже официально утвердили, а теперь мы теряем лицо перед иностранцами, с которыми начали обсуждать проекты», – говорит владелец крупной киностудии. Топ-менеджер другой кинокомпании не удивлен: «Это обычное дело при смене правительства или отдельных чиновников в России. Все же строится на договоренностях, приходят новые люди и старые договоренности не соблюдают». Правительство Михаила Мишустина гораздо более предметное и критичнее подходит к бюджетным инвестициям, рассуждает топ-менеджер еще одной медиакомпании: надо тщательно обосновать все инвестиции и возможный эффект от них.

«В расчете на утвержденную программу адаптации мы уже заказали довольно дорогую переозвучку на несколько языков, – рассказывает основатель киностудии СТВ Сергей Сельянов. – Договорились с иностранными партнерами, что сделаем это за собственный счет, но получим от них более выгодные условия по контракту». Анимационная студия Wizard пока не начала проектов по программе адаптации, эти деньги государство должны было распределять в середине года, рассказывает генеральный продюсер Юрий Москвин, но, конечно, компания рассчитывает на них.

Зарубежные продажи киноконтента растут на 20–25% ежегодно, указывает гендиректор госкомпании «Роскино» Евгения Маркова: «По опросам иностранных покупателей, наш контент часто проигрывает экспортной продукции других стран из-за отсутствия дубляжа и локализации промоматериалов. На это нужны субсидии государства. Такие программы господдержки десятилетиями работают в странах, которые лидируют по экспорту национального контента, – Франции, Германии, Корее».

Распределять рибейты и субсидии на адаптацию должен Российский экспортный центр. «У нас очередь из компаний, мы очень ждем решения о финансировании», – говорит руководитель направления экспорта креативных индустрий центра Евгения Данильченко.

Сами кинокомпании и анимационные студии рассчитывают встретиться с Белоусовым или Мишустиным, чтобы убедить их разморозить обещанные деньги, рассказали «Ведомостям» несколько продюсеров: «Будем убеждать лично, по-другому, видимо, не получится».