Коронавирус мешает Микки-Маусу

Новый гендиректор Walt Disney Боб Чапек столкнулся с трудностями – во время эпидемии не до развлечений
Боб Чапек: новый гендиректор The Walt Disney Company /Getty Images

Что гендиректор Walt Disney Боб Айгер ищет себе преемника, давно перестало быть секретом. Айгер руководит Disney с 2005 г. Трижды он продлевал контракт, в последний раз три года назад – до 2021 г. И тогда честно сказал, что это в последний раз – пора уже на пенсию. И все же новость о том, что преемник выбран, стала неожиданностью для аналитиков.

Во-первых, слишком уж стремительной оказалась передача поста. Аналитики рассчитывали, что компания назовет имя нового гендиректора и после этого даст время принять дела. Но Айгер покинул кресло сразу. До окончания срока контракта он останется в компании, но исполнительным председателем.

Во-вторых, неожиданным оказался и кандидат. Многие предполагали, что продолжать дело Айгера будет Кевин Майер, возглавляющий самое перспективное подразделение группы: потоковое вещание Disney+. Айгер признавал, что именно от этого бизнеса зависит будущее компании. Однако выбор пал на Боба Чапека. Он не самый известный из топ-менеджеров Disney, хотя руководил крупнейшим бизнес-сегментом компании с операциями по всему миру, будучи председателем Disney Parks, Experiences and Products. То есть отвечал за тематические парки Disney, круизы, онлайн- и офлайн-магазины, а также лицензирование, производство и продажу товаров по мотивам произведений студии, от одежды до видеоигр.

Ахиллесова пята

Чапек работает в Disney почти три десятка лет. Он многое повидал в компании, но по сравнению с Айгером у него есть огромный минус: Чапек не имел непосредственного отношения к работе творческих подразделений компании. Хотя всегда признавал, что это ее важнейшая сфера деятельности: «Основа бренда Disney – умение рассказывать истории». Или цитата из другого интервью: «Единственный продукт Disney – творчество».

Поэтому, услышав о назначении Чапека, инвесторы немедленно поинтересовались: а не планирует ли компания создать ему в помощь новую должность креативного директора. «Это означало бы, что такой человек нам нужен – а я не думаю, что это так», – отрезал Айгер. Собеседники The Wall Street Journal (WSJ) считают, что в ближайшие 22 месяца Чапек будет во всех вопросах, касающихся творчества, действовать в режиме «слушаю и учусь», а принимать решения будет Айгер – пока в декабре 2021 г. не закончится его контракт. «Это похоже на то, что Айгер [остался де-факто гендиректором и] назначил себе операционного директора», – шутит один из них.

Источники Reuters подтверждают эту версию. «Чапек – достойный кандидат для того, чтобы делать работу, которой не хочет заниматься Айгер, – сказал бывший топ-менеджер Disney. – Айгер будет делать, что хочет, а на долю Чапека выпадет следить, чтобы поезда ходили по расписанию». К тому же, добавляют собеседники агентства, Чапек никогда не стремился к публичности. Так что Айгер скорее всего останется лицом компании вплоть до самого ухода.

Айгер частично подтвердил эту версию. «За последние 12 месяцев компания стала крупнее и сложнее, – сказал он на видеоконференции с аналитиками. – Я почувствовал, что должен уделять как можно больше времени творческой стороне нашего бизнеса <...> потому что это станет нашим главным приоритетом к 2021 г.». Но он пообещал, что за оставшиеся два года поднатаскает Чапека в вопросах творчества: «Моя цель, чтобы, когда я уйду, Чапек был так же вовлечен во все сферы деятельности компании, как я сейчас».

А Чапек поклялся не отклоняться от проложенного Айгером курса. «Я намерен упорно добиваться выполнения тех самых стратегий, которые Айгер разработал 15 лет назад и которые нам так хорошо служат», – сказал он в интервью Bloomberg.

Верным курсом

Чапек непревзойденный управленец, абсолютно лояльный Айгеру, сказал один из топ-менеджеров Disney в разговоре с газетой Variety. «Он харизматичен, но не выдающаяся личность», – добавил другой топ-менеджер. В то время как Айгер обаятельный космополит, любящий дружеские беседы, Чапек полностью погружен в бизнес. «Ужин с Чапеком – это 1 минута и 30 секунд, чтобы обменяться шутками, и 58 минут и 30 секунд работы», – сказал WSJ его бывший коллега. «Чапеку незнакомы неудачи. Он с невероятной дисциплинированностью делает все, чтобы добиться нужных цифр», – рассказал еще один бывший сослуживец.

Скромный заработок

Контракт с Чапеком на работу гендиректором Disney подписан пока на три года. Если все будет в порядке, он закончится 28 февраля 2023 г., пишет The Hollywood Reporter. Чапек заработает десятки миллионов, но все же гораздо меньше Айгера. Он будет получать $2,5 млн базового оклада и бонусы в размере $7,5 млн и $15 млн. В прошлом году компенсационный пакет Айгера составил $47,5 млн. Из них $3 млн зарплаты, бонус в $21,8 млн деньгами и $10 млн акциями плюс опционов на $9,6 млн. 

Его бывший начальник обращал внимание Variety, что Чапек умеет собрать сильную команду, которая нивелирует недостаток его знаний в той или иной области: «Он может производить впечатление жесткого и прагматичного человека, но люди, которые на него работают, невероятно ему преданы. Он действительно хороший парень».

Но у исполнительности и преданности есть обратная сторона, напоминает Reuters. Сможет ли Чапек делать такие же смелые шаги, как Айгер? Когда он в 2005 г. заступал на пост гендиректора, капитализация Disney была около $55 млрд. А сейчас перевалила за $200 млрд. Компания стала крупнейшей студией Голливуда, поглотив Pixar (2006 г. за $7,4 млрд), Marvel (2009 г. за $4 млрд), Lucasfilm (2012 г. за $4 млрд) и 21st Century Fox (2018 г. за $71 млрд). В итоге в прошлом году фильмы Disney собрали в мировом прокате $13 млрд, причем семь блокбастеров принесли более $1 млрд каждый.

Вдобавок в 2017 г. Disney поглотила поставщика потоковых технологий BAMTech, выложив более $2,5 млрд, а в ноябре прошлого года запустила собственный стриминговый сервис Disney+. У него уже почти 30 млн платных подписчиков. Чапеку непросто будет поддерживать такие темпы и не выглядеть бледно на фоне предшественника.

Любовь и Disney

Чапеку легко получить обратную связь о новинках Disney. У него трое взрослых детей и трое внуков. С женой они познакомились в колледже и женаты уже 38 лет. Чапек не любит распространяться о личной жизни, даже точную дату рождения предпочитает не называть.

Ему 60 лет. «Я рос в Хаммонде, штат Индиана, сын ветерана Второй мировой войны и работающей матери, – рассказывал он на прошлой неделе инвесторам. – Каждый год родители возили меня в Walt Disney World. Именно тогда у меня возникла глубокая любовь к Disney и всему, что за ней стоит. Мог ли тот мальчик представить, что однажды возглавит эту необычайную компанию как седьмой гендиректор за почти вековую ее историю?»

Он неподдельно любит все диснеевское. После приобретения развлекательных активов 21st Century Fox Чапек выступил перед новыми сотрудниками и поразил их страстностью, с которой рассказывал о тематических парках и бренде Disney.

Чапек первым из своей семьи получил высшее образование. Он учился в Университете Индианы в Блумингтоне, где получил степень по микробиологии, а затем прошел курс MBA в Университете штата Мичиган. Начал карьеру в маркетинговом агентстве J. Walter Thompson, потом работал бренд-менеджером H.J. Heinz, а в 1993 г. пришел в Disney.

Он прославился как поборник новых технологий. Например, будучи президентом подразделения Home Entertainment (производство и распространение домашнего видео), стал одним из первых сторонников перехода с DVD на новый формат Blu-ray и выпуска 3D-версий фильмов для домашнего просмотра.

Следующей должностью Чапека в 2009 г. стал пост президента по дистрибуции Walt Disney Studios. Он сыграл ключевую роль в выходе компании на цифровые платформы вроде iTunes. Газета Los Angeles Times отмечала, что Чапек умеет извлекать максимум пользы из ресурсов, которые у него в распоряжении. Например, он был одним из авторов идеи каждые несколько лет с помпой выпускать отдельным тиражом на DVD и Blu-ray старые добрые мультфильмы вроде «Дамбо» (1941). Это вызывало ажиотаж среди коллекционеров и родителей – диски буквально сметали с полок.

Холодное сердце

В 2011 г. Чапек стал президентом подразделения Disney Consumer Products, отвечающего за производство и продажи потребительских товаров с использованием образов персонажей студии. Его предшественник Энди Муни умудрился рассориться с Айгером и ушел в отставку. «Чапека зовут, чтобы он воплотил в жизнь написанную Айгером программу, – говорил тогда один из топ-менеджеров корпорации в беседе с The Verge. – Он делает ровно то, что хочет от него Айгер <...> При этом он лоялен, эффективен и не боится принимать трудные решения». Есть у него и еще одна черта, заметил топ-менеджер: он ставит интересы всей корпорации выше, чем интересы отдельного подразделения, которое возглавляет в данный момент.

The Walt Disney Company

Корпорация индустрии развлечений


Акционеры (данные Refinitiv): почти 100% акций в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – The Vanguard Group (7,43%), Blackrock Institutional Trust Company (4,39%).
Капитализация – $216,6 млрд.
Финансовые показатели (финансовый год, завершившийся 28 сентября 2019 г.):
выручка – $69,6 млрд,
чистая прибыль – $11,6 млрд.


Основана Уолтом Диснеем в 1923 г. Walt Disney принадлежат компании ABC, ESPN, Lucasfilm, Marvel, Pixar, 20th Century Studios и др. По данным Forbes, занимает 70-е место в рейтинге крупнейших публичных компаний Global 2000 (продажи в 2018 г. – $59,4 млрд).

Полномочия Чапека оказались шире, чем у предшественника: под его началом объединили продажи игрушек, книг, одежды, DVD-дисков и видеоигр, ему поручили курировать лицензионную компанию Disney Publishing Worldwide и сеть магазинов Disney Stores в Северной Америке, Европе и Японии, а также следить за развитием нового бизнеса – центров Disney по обучению английскому языку в Шанхае и Пекине.

Чапек провел мучительную, но в конечном итоге успешную реструктуризацию, которая изменила подход Disney к лицензированию товаров, писала The New York Times. Сотрудники стали отвечать не за определенные категории товаров, а за франшизы того или иного произведения. Когда в 2013 г. вышел мультфильм «Холодное сердце», отвечавший за него сотрудник сорвал джекпот, когда догадался выпустить платья «как у Эльзы». Ввел Чапек и другие новшества. Например, давал лицензии напрямую розничным сетям, а не производителям, предлагая им эксклюзивные лицензии на те или иные категории продуктов. В 2014 г. прибыль Disney Consumer Products увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 22% до $1,36 млрд. Чапек ходил в фаворитах у Айгера, и в 2015 г. ему поручили новую задачу.

Чубакка едет в Disney

В 2015 г. Чапек возглавил подразделение Parks and Resorts, отвечающее за парки развлечений по всему миру. Его предшественник Томас Стаггс ушел на повышение и стал вторым по значимости человеком в компании – операционным директором. Чапек завершил начатый им амбициозный проект: запуск в 2016 г. первого китайского тематического парка Shanghai Disney Resort стоимостью $5,5 млрд, который компания рассматривала как ключ к экспансии в Азии. О важности проекта можно судить по воспоминаниям Айгера: «Я планировал открыть парк в Шанхае и после этого уйти в отставку» (правда, тогда его уговорили остаться у руля компании). В прошлом году этот парк принес компании около $50 млн операционной прибыли.

Японцы тоже полюбили Диснейленд

Самые посещаемые Диснейленды в мире находятся в США и Японии. Вот тройка лидеров за 2018 г.: Magic Kingdom Park, Лейк Буэна Виста (штат Флорида, США, на фото) – 20,9 млн человек; Disneyland Park, Анахайм (Калифорния, США) – 18,7 млн; Tokyo Disneyland, Токио (Япония) – 17,9 млн (данные TEA/AECOM 2018 Theme Index and Museum Index).

При Чапеке были сделаны огромные инвестиции и в другие парки, где к традиционным диснеевским героям прибавились персонажи из фильмов поглощенных Disney студий. Например, в Диснейленде в Орландо появилась территория в стиле «Аватара», которая вдохнула в парк вторую жизнь, перечисляет Bloomberg. В прошлом году в двух Диснейлендах появились участки, оформленные по мотивам «Звездных войн», – стоимостью около $1 млрд каждый. Чтобы привлечь дополнительный турпоток, в парках стали проводить ночные мероприятия.

Чапек ввел многоуровневое ценообразование. Вообще-то он пытался равномерно распределить поток посетителей и установил цену на билет $209 в самые популярные дни. В итоге посещаемость в это время меньше не стала, зато выручка выросла.

Чапек отвечал и за круизный флот Disney, который почти удвоил: в дополнение к четырем имеющимся заложено еще три лайнера, первый из которых должен быть спущен на воду в следующем году. Добавился к развлекательной империи второй частный остров на Багамах.

В 2018 г. полномочия Чапека расширились – его подразделение переименовали в Parks, Experiences and Products, придав Чапеку под руководство давно знакомый ему бизнес потребительских товаров.

Коронавирус мешает Микки-Маусу

С 2015 г. и до последнего времени Чапек все силы бросил на то, чтобы прибыль его подразделения ежегодно росла двузначными темпами. Всего один раз он не смог этого добиться – тогда доход от основной деятельности (operating income) вырос «всего» на 9%.

Теперь ему придется отвечать за всю Disney. В прошлом году акции компании выросли на 32% – лучший показатель с 2013 г., чему в немалой степени способствовал успешный запуск потокового сервиса Disney+ в ноябре. Повторить этот успех с первой же попытки будет непросто. За четыре последних года доходы Disney в Азиатско-Тихоокеанском регионе удвоились, но в этом году из-за коронавируса пришлось закрыть тематические парки в Шанхае и Гонконге и отсрочить премьеру фильмов из-за неработающих кинотеатров. Во многом из-за этого, как предупредила компания, в I квартале этого года она недополучит около $175 млн выручки.

Но Disney никогда не была так сильна, считает The Verge. Невзирая на эпидемию, подразделение тематических парков продолжает приносить прибыль. И, несмотря на старых и новоявленных конкурентов, Disney+ набрала более 28 млн платных подписчиков всего за три месяца, а поглощение Fox позволило Disney получить треть от общего объема кассовых сборов в США и продюсировать восемь из 10 самых кассовых фильмов в стране.