С Netflix требуют 10 млн рублей из-за фильма с Козловским

Солистка Большого детского хора СССР Ольга Королькова добивается компенсации за «Прекрасное далеко»
Фильм «Пятница» вышел в 2016 г., главные роли в нем исполнили Данила Козловский и Сергей Бурунов (на фото кадр из фильма)/ Централ Партнершип

Солистка Большого детского хора СССР Ольга Королькова в начале декабря подала иск сразу к трем соответчикам – компании «Развлекательный онлайн-сервис» (юрлицо российского подразделения Netflix), киностудии «Медиа юниверсал ивент» и лейблу «Первое музыкальное издательство», следует из картотеки арбитража. Сумма исковых требований – 10 млн руб., другие детали иска не раскрываются. Причину подачи иска сама Королькова отказалась раскрыть «Ведомостям».

«Прекрасное далеко» – детская песня, написанная композитором Евгением Крылатовым на слова поэта Юрия Энтина. Впервые была исполнена Татьяной Дасковской в фильме «Гостья из будущего», вышедшем на экраны в 1985 г. Но также известно исполнение этой же песни Большим детским хором СССР и его солисткой Корольковой.

Суть требований по этому иску «Ведомостям» рассказал представитель Первого музыкального издательства. Королькова, по его словам, считает нарушенными свои смежные права на исполнение песни «Прекрасное далеко» в фильме «Пятница», о чем она сообщила в досудебной претензии к компании. Этот фильм вышел в 2016 г., главные роли в нем исполнили Данила Козловский и Сергей Бурунов. Пока лейбл не получил копию иска, поэтому деталей по требованиям Корольковой сообщить не может, добавил представитель компании.

Помимо требования о компенсации убытков от использования фонограммы Королькова требует 1 млн руб. компенсации морального вреда, рассказал «Ведомостям» Вадим Вишняков, заместитель гендиректора другого соответчика по иску, кинокомпании «Медиа юниверсал ивент».

«Якобы в нашем фильме «Пятница» мы использовали фонограмму песни «Прекрасное далеко» без ее разрешения. Но песня не использовалась в этом фильме», – заявил Вишняков, добавив, что в компании считают, что ничьих прав не нарушали, и готовы отстаивать свою позицию в суде.

Подразделение Netflix развивается в России под управлением холдинга «Национальная медиа группа». И в американском сервисе, и в российском холдинге информацию об иске Корольковой не комментируют.

Использование в кино любого по длительности музыкального отрезка без согласования с его правообладателем в течение 50 лет после появления произведения незаконно, причем согласие на использование какой-либо фонограммы следует получать не только у авторов музыки и текстов, но и у исполнителя композиции, говорит адвокат Forward Legal Дарья Шляпникова. По ее словам, факт нарушения прав исполнитель фиксирует с помощью нотариуса, оформляя протокол просмотра спорного фрагмента того или иного фильма. «При рассмотрении дела в суде может проводиться судебная экспертиза. Если она покажет, что имело место заимствование, то суд с высокой вероятностью может встать на сторону правообладателя», – добавила она.

По словам гендиректора юридического бюро Semenov & Pevzner Романа Лукьянова, помимо очевидного использования музыкальной композиции в кино, когда она накладывается на видеоряд, встречается и более сложная форма использования, когда, например, кто-либо из персонажей напевает мотив песни или же трек звучит из сломанного радио и т. п. Спрогнозировать исход дела, не видя деталей иска, сложно: в российских судах «крайне мало» практики рассмотрения споров именно исполнителей музыкальных композиций, добавил глава бюро Semenov & Pevzner.

На решение суда может повлиять и срок исковой давности, отмечает Шляпникова. «По общему правилу он составляет три года со дня, когда правообладатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права», – продолжает юрист. Этот аргумент часто используется ответчиками в суде. Фильм «Пятница», который вызвал претензии Корольковой, вышел в 2016 г., а она обратилась в суд только в 2021 г. Это, по мнению юриста, может осложнить задачу по доказыванию факта нарушения прав истца.

Что касается размера компенсации, то по закону правообладатель имеет право на компенсацию в размере от 10 000 до 5 млн руб. за каждое нарушение исключительного права, отмечает Шляпникова. Скромнее оценивает возможный размер компенсации Лукьянов: «По аналогичным нарушениям вилка компенсации плавает от 100 000 до 1 млн руб.». «В каждом конкретном случае окончательный размер компенсации определяется по усмотрению суда в зависимости от характера нарушения», – резюмировала Шляпникова.