Минкультуры предлагает для креативных индустрий льготы по налогам, как в IT

Преференции могут также получить инвесторы и спонсоры творческих проектов
Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство культуры разработало меры по привлечению в креативные сферы инвестиций и стимулированию предпринимательской активности в этом секторе. «Ведомости» ознакомились с копией документа. Работа над планом мероприятий по развитию креативных индустрий, согласно поручению правительства, должна быть завершена к 1 марта этого года, сейчас министерство, в частности, обрабатывает все поступающие предложения, уточнили «Ведомостям» в Минкультуры.

Свои предложения министру культуры Ольге Любимовой уже направил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Копия этого документа за подписью президента РСПП также есть в распоряжении «Ведомостей», его подлинность подтвердил председатель комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.

Документ содержит предложения по внедрению масштабных налоговых льгот для кино-, видео- и игровой индустрий, СМИ, рекламы, дизайна, в том числе в сфере моды, архитектуры, музеев, галерей и народно-художественных промыслов.

Льготы, как в IT

В частности, Минкультуры предлагает введение единого режима налогообложения заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды для всех субъектов креативного предпринимательства. А именно установить их на уровне, аналогичном тому, что действует для отрасли программного обеспечения. С 1 января 2021 г. для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 20 до 3%, тарифы страховых взносов – с 14 до 7,6%. Налоговый маневр в IT уже привел к росту отчислений в бюджет на 48 млрд руб. по итогам января – сентября, сообщал в ноябре прошлого года президенту Владимиру Путину глава Минцифры Максут Шадаев.

Что такое креативные индустрии

В Концепции развития творческих индустрий, утвержденной правительством, к таковым относятся: 
– современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и проч.); 
– прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т. п.);
– основанные на использовании историко-культурного наследия (народные художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность), искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.).

Льготная ставка страховых взносов в размере 14% действует с 2018 г. и для российского рынка анимации и эта мера уже дала свои результаты: позволила всего за три года почти вдвое (с 2000 до 3390 человек) увеличить как штатное количество сотрудников в анимационных компаниях, так и объем производства, говорит председатель правления Ассоциации анимационного кино Юлиана Слащева: «Реализация нового пакета налоговых льгот, аналогичных тем, которые установлены для индустрии IT, мы ожидаем, принесет увеличение в 1,5 раза штатов анимационных студий, что, в свою очередь, позволит вдвое нарастить производство».

Поскольку анимация на данный момент активно применяется в целом ряде смежных отраслей – кино, мобильных и компьютерных играх, дизайне и др., то указанные меры могут также повлиять и на увеличение объемов производства и в этих отраслях, уверена Слащева.

Льготы для спонсоров культуры

Кроме того, документ предусматривает целый перечень льгот по налогу на прибыль и на имущество. Минкультуры предлагает не относить к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, инвестиции в создание творческих продуктов, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу для компаний-доноров. Предложение РСПП – дополнить этот список целевыми субсидиями и пожертвованиями.

В России сегодня есть объективная проблема недостаточности капитала, который может быть инвестирован в экономику знаний, в развитие креативной, инновационной составляющей предпринимательства, говорит Кричевский: «Поэтому нужно создавать механизмы, стимулирующие вложения в субъекты креативного предпринимательства, поощрять такие инвестиции. В том числе за счет поощрения частных вложений».

Средства на благотворительность, в том числе связанную с креативными индустриями, активно выделяют крупные компании, поясняет Диана Дедкова, менеджер практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ: «Это, к примеру, ВТБ. Банк в 2020 г. выделил на эти цели 5,9 млрд руб. При участии ВТБ на экран вышли фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» и телесериал «Грозный». «Фосагро» также в 2020 г. выделила 3,2 млрд руб., из которых прямые расходы на социальные программы, включая художественные и образовательные мероприятия, – 720,4 млн руб.».

Предложение Минкультуры не относить инвестиции в креативную индустрию к доходам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, – довольно революционная мера, заявила «Ведомостям» Юлия Миндубаева, гендиректор группы компаний Start (в нее входит одноименный видеосервис, студия – производитель контента, агентство талантов и другие активы): «Если программу удастся реализовать, это бесспорно поспособствует увеличению инвестиций в контент».

Льготы по аренде и налогу на имущество

Ряд налоговых льгот предлагается распространить на то, чтобы простимулировать развитие креативной инфраструктуры, в том числе за счет создания креативных кластеров по всей стране. Это, в частности, льготы по налогу на имущество и арендную плату за государственное и муниципальное имущество, включая земельные участки. Также объекты недвижимости, входящие в состав креативных кластеров, предлагается исключить из состава объектов недвижимости, налоговой базой которых является кадастровая стоимость. А для управляющих компаний и собственников креативных кластеров предусмотреть возмещение расходов на создание инфраструктуры. Размер компенсаций, на который они смогут претендовать, не уточняется. РСПП, в свою очередь, предлагает для развития инфраструктуры ввести нулевую ставку торгового сбора при реализации товаров креативных индустрий в галереях и на специализированных ярмарках, в том числе книжных.

Налоговая нагрузка является существенной статьей расходов для собственников недвижимости и предложение исключить недвижимость, входящую в креативные кластеры, из состава объектов, налоговой базой которых является кадастровая стоимость, – хорошая новость для ее владельцев, говорит инвестиционный директор «Тринфико» Артем Цогоев: «Это означает, что налог на такие объекты будет исчисляться не по кадастровой стоимости, которая сейчас либо – зачастую – приближена, либо – иногда – превышает рыночную стоимость актива. Поэтому расчет налога по другой базе позволит сократить часть затрат».

Компенсация затрат на создание инфраструктуры для собственников и управляющих компаний также будет хорошей мерой поддержки, но основной вопрос здесь заключается в том, кто будет выделять на это средства и станет ли это дополнительной нагрузкой на муниципалитеты, резюмировал Цогоев.

Зачем это все

В плане, подготовленном Минкультуры, более 50 мер, разделены они на девять тематических блоков. Еще одна из значимых мер – повышение залогового качества интеллектуальной собственности. А именно отнесение «ликвидной интеллектуальной собственности, по которой прогнозируется стабильный поток лицензионных платежей» к залогу второй категории качества. Эта категория предполагает умеренный кредитный риск и невысокую вероятность финансовых потерь банка. К таковым залогам банками сейчас могут быть отнесены, к примеру, залоги, предметами которых являются ценные бумаги эмитентов, торгующиеся на бирже, а также земельные участки, коммерческая и жилая недвижимость. Сейчас банки относят объекты интеллектуальной собственности к высокорискованным активам, и, как следствие, это требует создания 100%-ных резервов на покрытие возможных рисков, что им невыгодно, поясняет Кричевский.

Задачи концепции – создать систему поддержки креативного сектора экономики, которая в перспективе позволила бы увеличить вклад в российскую экономику с нынешних 2,2 до 6% к 2030 г., следует из текста концепции. Также в качестве целевого показателя берется увеличение к указанному сроку занятых в творческих профессиях россиян с 4,6 до 15%.

Выручку российской индустрии медиа и развлечений по итогам 2020 г. эксперты PwC оценивали в $21,85 млрд и давали прогноз, что к 2024 г. она вырастет до $29,7 млрд. Оценку выручки индустрии медиа и развлечений в деньгах по итогам 2021 г. в PwC не раскрывали.