«Золотая маска – 2022»: дебют Бекмамбетова и спектакль-хит «Горбачев»

Наиболее заметные постановки главной театральной премии страны
Спектакль «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова — лидер по номинациям «Золотой маски» этого года/ Сергей Петров / Мастерская П.Фоменко

В Москве проходит театральный фестиваль «Золотая маска» – самая экспертная, популярная и широкая по охвату театральная премия страны. Итоги сезона 2020/21 подведут 20 апреля на церемонии, которая состоится на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Жюри выберет лучшие спектакли и присудит частные номинации авторам, постановщикам и артистам во всех видах театрального искусства – драме, опере, балете, современном танце, оперетте/мюзикле, театре кукол.

Театральный ажиотаж

В этом году «Золотая маска» выделяется большим количеством номинантов. В список претендентов вошел 81 спектакль – а это на 30% больше, чем, например, в прошлом году, когда эксперты выдвинули на премию 56 спектаклей. Особенный ажиотаж приключился в номинации «Лучший спектакль малой формы» – в ней соревнуется 14 постановок. В «большой форме» представлено также немало спектаклей – 11. Это привело к тому, что в номинации «Лучшая работа режиссера», куда выбирают претендентов из спектаклей, вошедших в две основные номинации, представлено одновременно 25 постановщиков. При этом дебютанты Женя Беркович и Елизавета Бондарь соревнуются с мастодонтами сцены Львом Додиным и Юрием Бутусовым.

Организаторы объясняют это тем, что предыдущие два года множество театральных премьер пришлось отложить, пока зрительское и театральное сообщества не адаптировались к новым эпидемиологическим правилам театрального бытия. И вот в прошлом году премьеры стали выходить одна за одной, так что экспертному жюри «Золотой маски» пришлось поездить по всей России, без устали отсматривая театральные новинки – в общей сложности 1165 постановок.

Также «Золотую маску» этого года отличает большое число номинантов из регионов. Так, на Москву в этом году пришлось только 27% из числа всех претендентов на премию. И хотя в главном конкурсе на звание лучшего спектакля большой формы Москва с небольшим перевесом лидирует (Москва – четыре номинации, Петербург – три), то в «малой форме» половина спектаклей родом из культурной столицы.

Бутусов, Горбачев, Цыганов

Самое важное соревнование «Золотой маски» негласно проходит между спектаклями большой формы. Именно в этой номинации традиционно представлены лучшие постановки самых именитых режиссеров страны и – реже – невероятные театральные прорывы новичков. За время пандемии смогли подготовить свои премьеры те театральные деятели, каждый спектакль которых событие по определению.

А судьи кто?

Победителей «Золотой маски» выбирает жюри, куда входят известные режиссеры, актеры, художники, хореографы, дирижеры и драматурги. Председателем жюри является заслуженный деятель искусств РФ Адольф Шапиро, солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская, драматург Михаил Дурненков, режиссер Юрий Квятковский, актриса Дарья Мороз, директор театра «Новая опера» Антон Гетьман, дирижер Федор Леднев, солистка мюзикла Лика Рулла и многие другие.

Таким событием в столице стал, прежде всего, блистательный спектакль, абсолютный хит сезона в постановке Алвиса Херманиса «Горбачев» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой – деликатно и с нежностью рассказанная история последнего советского руководителя. И «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» Андрея Могучего – философская притча о выборе и трансцендентном одиночестве, антиутопия и антитоталитарный манифест в одном спектакле. А также первый спектакль Дмитрия Крымова на сцене «Мастерской Петра Фоменко» – «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» – история про глубинную жизнь театра, его магическое притяжение и разрушительную силу, с неузнаваемым под маской старика Евгением Цыгановым в главной роли.

Стоит отметить, что эта постановка и «Циолковский» ярославского театра им. Ф. Волкова стали абсолютными лидерами по количеству номинаций, обе номинированы девять раз. В «Циолковском» режиссер Борис Павлович показывает один день русского ученого. И то, как он, несмотря на глухоту, бедность, многочисленные бытовые трудности, непонимание своих идей, всю жизнь упорно шел к поставленной им для себя большой цели.

Если «Золотая маска» – главная театральная премия, то Юрий Бутусов – ее король. С момента основания премии он пять раз награждался статуэткой за работу режиссера. Первый – в далеком 1999 году за спектакль «В ожидании Годо», с которого взошла звезда молодой актерской троицы Михаила Пореченкова – Константина Хабенского – Михаила Трухина, исполнителей главных ролей. Потом триумфально случилась «Чайка» в «Сатириконе» и два спектакля в петербургском Ленсовете во времена его руководства этим театром. После разногласий с городским комитетом по культуре Бутусов ушел с престижной должности, но не из наградных листов «Золотой маски». И в прошлом году его постановка «Пера Гюнта» в Театре Вахтангова снова стала лучшей.

В этом году на «Золотую маску» претендует спектакль Юрия Бутусова «Сын». Он поставлен по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера. Оскароносный фильм Зеллера по его сценарию «Отец» с Энтони Хопкинсом в главной роли – это часть семейной трилогии, в которой «Сын» заключительная глава. Сюжет рассказывает о подростке (у Бутусова его играет Евгений Редько), который тяжело переживает развод родителей (Александр Девятьяров и Виктория Тиханская). Но, как обычно у Бутусова, все не так просто, и из локальной истории вырастает вечная.

Малая, но с сюрпризом

Номинация для спектаклей малой формы часто таит сюрпризы. Здесь принято представлять спектакли-эксперименты и режиссеров-открытия. В этом году удивительную постановку подготовил Анатолий Праудин – пять раз до этого номинированный на «Золотую маску», но так и не получивший приза. Его спектакль «Сектор Газа» – часть антивоенной сценической трилогии, которая выросла из театральных экспедиций режиссера и актеров в горячие точки мира. Первая часть трилогии появилась после того, как труппа провела два месяца на передовой в Донбассе. «Сектор Газа» родился после экспедиции на границу Израиля. Праудин исследует, как война неотвратимо разрушает человека и чем заканчивается попрание гуманистических основ морали.

С камерным моноспектаклем Праудина соседствуют громкие премьеры – например, провокационная «Нана» Андрия Жолдака, поставленная по мотивам романа Эмиля Золя, с прекрасной Анной Блиновой в главной роли (она уже номинировалась на «Золотую маску» в 2019 г. за роль в «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова).

А также дебюты – например, феминистическая и трагическая постановка Жени Беркович «Финист Ясный Сокол», исследующая границы жертвенности любви. Она основана на документальном материале – историях новообращенных мусульманок, готовых отказаться от всего ради зова сердца.

Впервые в номинантах на «Золотую маску» оказался драмтеатр им. Миннуллина из Нижнекамска со спектаклем «На заре» Туфана Имамутдинова – размышлением на тему татарской идентичности, рассказывающим о судьбе одной из главных трагических фигур татарской культуры – поэта Сагита Рамиева.

Музыкальные постановки

В номинации «Опера» в этом году к «Золотой маске» представлено 11 постановок. Артем Абашев и Иван Великанов выступают в номинации «Лучший дирижер» каждый по два раза. Пермский театр оперы и балета, где работает Абашев, номинирует на лучший оперный спектакль сразу две премьеры – «Любовь к трем апельсинам» и «Дон Жуан», а Большой театр – три постановки: «Ариодант», «Искатели жемчуга» и «Саломея». Режиссер Большого Дмитрий Черняков – абсолютный чемпион «Маски» в номинации «Лучший режиссер оперы» – в этом году на премию не претендует. В прошлом году он взял свою седьмую награду за грандиозную постановку «Садко» Римского-Корсакова.

В направлении «Музыкальный театр» соревнуется восемь спектаклей в номинации «Оперетта/мюзикл», девять балетов и 10 проектов в категории «Современный танец». Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, оперные и балетные постановки которого чаще всего в истории премии становились победителями – всего 26 раз за всю историю «Золотой маски», в этом году ограничился единственным балетом. Экспериментальный Autodance поставила знаменитая израильтянка Шарон Эяль, и теперь на победу в номинации «Женская роль» претендует танцовщица спектакля и прима-балерина театра Оксана Кардаш.

«Урал опера балет» из Екатеринбурга, у которого 16 разных номинаций в этом году, представляет яркий эклектичный балет в трех действиях «Конек-горбунок», переосмысление архаичной сказки с известным сюжетом. Его поставил художественный руководитель театра Вячеслав Самодуров в соавторстве с хореографом Антоном Пимоновым. Отвергая постулат о бессловесности жанра, текст рассказчика читают рэпом – его написали и исполнили уральские музыканты Наум Блик и T-Bass. Танец объединяет современную и классическую хореографию, ирландские, цыганские и другие фольклорные направления. Часть средств на спектакль собирали краудфандингом – после пандемии у театра не было денег на постановку.

Куклы и эксперименты

В номинации «Лучший кукольный спектакль» соревнуется восемь постановок. Самое неожиданное имя среди претендентов – Тимур Бекмамбетов, режиссер, работающий в Голливуде и известный страстью к новациям, дебютировал (в дуэте с Анной Викторовой) с постановкой кукольного спектакля. И сразу успешно. Постановка Театра наций «Ходжа Насреддин» вошла сразу в три номинации – как лучший кукольный спектакль, лучшая режиссерская работа в этом жанре, лучшая работа художника. Стоит отметить, что история Ходжи Насреддина, философская притча и восточный роуд-муви в минималистичных декорациях, – это первая кукольная постановка Театра наций.

Тимур Бекмамбетов дебютировал как режиссер кукольного спектакля и сразу попал на «Золотую маску» / Театр Наций

Татарский театр кукол «Экият» претендует на премию со спектаклем «Люди» – актеры, управляя куклами, сделанными из картофелин, разыгрывают жуткую драму татарской семьи, столкнувшейся с голодом 1921 г., когда за одну зиму татарское население сократилось на четверть.

В «Эксперименте» 10 спектаклей. Тему самоидентичности продолжает исследовать документальный спектакль «Чын татар» («Настоящий татарин/татарка»). Все участники спектакля – непрофессиональные актеры, которые рассказывают собственные истории и пытаются найти ответ на вопрос «Что значит быть настоящим татарином?».

Наибольший интерес столичной публики, если судить по росписи, привлекла новосибирская постановка «Общее место» Полины Кардымон и Элины Куликовой. Всего она будет показана в Москве 40 раз, ни у какого другого спектакля «Золотой маски» в этом году больше нет такой росписи. Все события, персонажи и декорации «Общего места» помещены в бумажную книгу. На ее страницах размещаются тактильно ощутимые тропы, которые зритель сможет пройти в любое удобное ему время и в любом удобном месте.

Аудиальный перформанс «Коромысли [сыра земля]» новосибирской «Лаборатории современного искусства» обращается к экзистенциальным вопросам и обрядам русской традиции. Иммерсивный спектакль Театра взаимных действий «Университет птиц» предлагает зрителю принять участие в литургии по исчезнувшим видам птиц, посетить урок птичьего языка, примерить крылья и полетать.

В подготовке статьи принимала участие Галина Казакулова