Новый президент Каннского фестиваля: «Я не хотела чем-то обидеть самого Кубрика!»

Один из престижнейших в мире киносмотров впервые возглавит женщина – Айрис Кноблох, бывший топ-менеджер Warner Bros.
Президент Каннского кинофестиваля Айрис Кноблох/ Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images

Впервые за 75-летнюю историю Каннского фестиваля его президентом станет женщина – Айрис Кноблох. Она не работник культуры, а бизнесвумен, из-за чего ее обвиняют в конфликте интересов. И, что немаловажно, многие считают, что главой легендарного французского фестиваля должен быть гражданин Франции, а она немка

Фестиваль в Каннах был задуман в 1939 г. в пику венецианскому, проводившемуся в фашистской Италии. Но из-за начала Второй мировой свою первую церемонию награждения киносмотр провел только в 1946 г. В этом году очередной – 75-й Каннский фестиваль пройдет с 17 по 28 мая. После этого нынешний президент Пьер Лескур за месяц сдаст дела, и с 1 июля в эту должность вступит Айрис Кноблох.

Президент Каннского фестиваля – это в первую очередь его лицо для СМИ, чиновников и спонсоров. Также человек, занимающий должность президента Каннского фестиваля, активно участвует в формировании его бюджета (обычно составляет 20 млн евро) и разработке его стратегии. И первым вызовом для Кноблох здесь станет решение вопроса, что же делать с запретом на участие в конкурсном смотре фильмов Netflix.

Лицо Кноблох индустрии знакомо – большую часть жизни она проработала в Warner Bros. Но перспектива того, что в руках Кноблох окажутся такие полномочия, у ряда представителей киноиндустрии вызывает недоумение. Отчасти из-за активности Кноблох в бизнесе и, как следствие, возможном конфликте интересов.

Как не обидеть Кубрика

Для президента такого мероприятия, как Каннский фестиваль, Кноблох человек на удивление непубличный. Она вообще не предполагала, что судьба свяжет ее с кино. Кноблох родилась в Германии в 1963 г., в 1990 г. получила диплом юриста в Университете Людвига – Максимилиана в Мюнхене. Затем на два года отправилась в школу права Нью-Йоркского университета и намерена была строить карьеру в серьезной и уважаемой сфере – юриспруденции.

«Будучи немецкой студенткой, я подрабатывала в службе безопасности одной израильской авиакомпании, – рассказывала она в интервью журналу Infrarouge. – Я любила эту работу. Она позволила мне выучить другие языки, открыть для себя США и Ближний Восток и одновременно изучать тонкости правоприменения».

Странствовать по миру ей, похоже, понравилось. Обратно в Германию она не вернулась. Получив диплом в Нью-Йорке, Кноблох в 1992–1996 гг., судя по ее LinkedIn, работала в юрфирме O’Melveny & Myers в Лос-Анджелесе. Затем ее переманили в Warner Home Video (подразделение студии, работавшее с видеокассетами и т. д.) вице-президентом по бизнесу и юридическим вопросам. Если раньше она регулярно просто проезжала по району Голливуд, то в первый же день работы на новом месте оказалась внутри студии Warner Bros.

«Это было волшебное место, где можно было каждый день видеть Клинта Иствуда или Кристофера Нолана, – говорила она (здесь и далее цитаты по Infrarouge). – Для молодого, недавно получившего высшее образование немецкого юриста это была американская мечта».

Кинотеатры vs. платформы

В этом году официальным партнером Каннского фестиваля стал TikTok. Он будет освещать происходящее в Каннах в своих мини-видеороликах. Фестиваль, со своей стороны, надеется, что это поможет заинтересовать кино молодежь, среди которой не слишком много синефилов, сообщает Euronews.
Кноблох предстоит наладить отношения еще с одним высокотехнологичным сервисом. В 2017 г. в программе Каннского фестиваля оказалось сразу два фильма Netflix – «Окча» и «Истории семьи Майровиц». Разгорелся скандал. Французские кинотеатры настаивали, что на стриминговых сервисах фильм должен появляться не ранее чем через 36 месяцев после выхода в прокат. Это в корне противоречит бизнес-концепции Netflix и ему подобных сервисов. Но кинотеатры настояли на своем – с 2018 г. каннские конкурсные ленты обязательно должны выходить в прокат во французских кинотеатрах. В тот год фильм Альфонсо Куарона «Рома» (производства Netflix) начал триумфальное шествие к трем «Оскарам» с того, что получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, злейшего конкурента Каннов. А мог бы стать премьерой в Каннах, не будь правила про кинотеатры.
«Цифровое окно» во Франции сократили, но Netflix в конкурсной программе в Каннах так и нет. В этом году руководство фестиваля предложило совету директоров изменить правила, чтобы фильмы стриминговых сервисов тоже могли участвовать в программе, писал журнал Le Film français. Но инициатива вызвала такое недовольство местных кинодистрибуторов, что решение вопроса было отложено. Теперь это головная боль нового президента. 
Кноблох уже дипломатично заявила журналу Variety: «Фильм, показанный в кинотеатре, остается ключевым для художественного выражения <...> Но мне не терпится начать коллективное обсуждение с советом директоров, гендиректором и всеми игроками киноиндустрии, чтобы наметить будущее в свете новых вызовов».

Подпортило ее полученное в первый же день гневное письмо от режиссера Стэнли Кубрика, где он ругался на какие-то юридические неувязки. Кноблох нужно было написать ответ. В растерянности она обратилась за советом к коллегам. «Мне сказали, чтобы я не волновалась. Тут такие письма каждый день приходят. Надо было просто отписать, что мы обо всем позаботимся. И это было отлично – я не хотела в первый же рабочий день чем-то обидеть самого Кубрика!»

Набравшись опыта, в 2002 г. Кноблох переехала работать вице-президентом Warner в Лондон. А оттуда в 2006 г. перебралась в Париж, чтобы возглавить офис Warner во Франции. На посту президента Warner France она отвечала за весь бизнес компании, от фильмов до компьютерных игр и потребительских товаров. Там пригодилось ее юридическое образование. «Во Франции слишком много правил, – жаловалась она. – Порой я звонила руководству в США и объясняла им административные сложности, с которыми мы здесь сталкивались. А им это казалось настолько неправдоподобным, что собеседник на том конце провода мягко отвечал: «Айрис, ты, должно быть, неверно все поняла, ведь ты вообще-то немка [а не француженка]...»

В 2007 г. Кноблох впервые побывала на Каннском фестивале. Как президент Warner France, она была среди делегации, представлявшей фильм Дэвида Финчера «Зодиак» (дистрибутор – Warner Bros.). «Канны остаются самым красивым фестивалем в мире! – восторгалась Кноблох. – Подъем по лестнице вызывает невероятные эмоции. Ни у одного другого фестиваля нет такого высокого класса, такой элегантности!»

«Зодиак» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге она досталась румынскому фильму «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Зато через четыре года Кноблох ждал в Каннах настоящий триумф. Ее усилия сыграли решающую роль в том, что фильм Мишеля Хазанавичюса «Артист» был номинирован для участия в фестивале, писал Variety. А на сайте самого фестиваля признается, что Кноблох пришлось потратить немало сил, чтобы объяснить, почему снятый в ХХI веке фильм, который почти весь немой и черно-белый, должен быть представлен в конкурсной программе. «Фильм впервые показывался публике в Каннах, а она там непростая, – вспоминала Кноблох. – Никогда не знаешь, как она отреагирует. Когда погас свет и начался сеанс, мы все затаили дыхание. <...> После фильма овация длилась более 20 минут. Мы поняли, что все удалось».

Приз за лучшую мужскую роль в Каннах был только началом. Фильм собрал целый букет престижных наград, в том числе пять «Оскаров». «У меня выдались потрясающие выходные, – вспоминала Кноблох. – В пятницу вечером [24 февраля 2012 г.] мы были на [национальной кинопремии Франции] «Сезар», где получили шесть наград. Чуть поспав, мы вылетели в 10 утра в Лос-Анджелес. Я недоумевала, как академики «Оскара» могли проголосовать за такой фильм, как наш, ведь никто из членов киноакадемии не знал ни Жана Дюжардена, ни Беренис Бежо. Что касается Мишеля Хазанавичюса, то они даже не могли произнести его имя! Мы получили «Оскара» за музыку, потом за костюмы, затем за лучшую мужскую роль и, наконец, за лучшую режиссуру и лучший фильм. Мы не могли в это поверить, это было волшебство!»

Модный бизнес

В 2020 г. Warner провела реструктуризацию бизнеса в EMEA. Были введены должности региональных менеджеров, так что с октября Кноблох стала отвечать помимо Франции еще и за Германию, Швейцарию, Австрию. В мае следующего года последовало еще одно новшество. Компания AT&T, в которую входит WarnerMedia, договорилась объединить свои медиаактивы с Discovery, чтобы конкурировать на рынке потокового видео с Netflix и Disney. Всего через несколько недель после этого Кноблох уволилась. Как уверял Variety, это простое совпадение.

Сама Кноблох причины ухода не раскрывала, лишь сожалела:«Warner дала мне возможность сделать удивительную карьеру <...> в эпоху технологической революции, когда от DVD мы прошли путь до загрузок из интернета и потоковой передачи. Эта работа позволила мне внести свой вклад в творческие победы, например получение «Оскаров» фильмом «Артист». Решение уйти далось мне нелегко» (цитата по интернет-изданию Deadline).

Возможно, дело было в первом совете, полученном Кноблох в Warner. Ричард Дин Парсонс, который в 2000-х гг. был гендиректором компании, напутствовал молодую сотрудницу: «Заработай немного денег, развлекись и сделай что-нибудь хорошее». Как вспоминала Кноблох на страницах Infrarouge: «Он имел обыкновение говорить, что, если эти три условия не соблюдены, мы работаем не там, где надо. Я согласна с этой философией».

Так в жизни Кноблох началась новая глава. В тот год два самых известных французских предпринимателя объединились, чтобы основать бизнес, модный на тот момент в США, но только входящий в моду в Европе. Речь о SPAC (Special Purpose Acquisition Company), публичных компаниях без собственного бизнеса, созданных специально для последующего слияния с каким-то стартапом, желающим побыстрее выйти на биржу. В 2020 г. в Европе было запущено всего три компании SPAC, привлекших $500 млн. За это же время в США их появилось 244 с активами более чем $80 млрд, сравнивала Financial Times (FT). К лету 2021 г. 21 новая SPAC в Европе привлекла $5,4 млрд, тогда как в США возникло 365 SPAC, в распоряжении которых было более $106 млрд.

Глядя на это, инвестиционный банкир Матье Пигасс вместе с Франсуа-Анри Пино, владельцем люксового бренда Kering (кстати, официальный спонсор Каннского фестиваля), в июле 2021 г. запустили на бирже Euronext компанию SPAC под названием I2PO, вложив в нее для начала 250 млн евро.

Возглавить I2PO пригласили Кноблох. «Это первая европейская SPAC, основанная и управляемая женщиной, и первая SPAC в Европе, ориентированная на сферу развлечения и отдыха, – уверяла Кноблох FT. – Мы собираемся создать европейского чемпиона в этой сфере. <...> Масштаб имеет значение, я вижу огромные возможности по консолидации фрагментированного рынка и выходу за пределы Европы».

Она обещала провести поглощения стоимостью 1–2 млрд евро, цель – компании, занимающиеся потоковой передачей музыки и видео, играми, медиауслугами и проч. «У Европы есть реальная возможность создать лидеров в сфере развлечений в противовес крупным американским конгломератам», – рисовала Кноблох перспективы перед журналистами газеты Les Echos. Тем более что запертые коронавирусом по домам люди привыкли проводить больше времени перед экранами. А глядя на это, французские чиновники ужесточили требования к контенту. Они приняли законодательные стимулы, чтобы Netflix и другие стриминговые платформы инвестировали часть своих доходов, получаемых в стране, в производство локального контента.

С момента основания I2PO прошло уже девять месяцев, но пока что никакой информации о планируемых этой компанией сделках нет. Сама концепция SPAC постепенно выходит из моды. Но работа Кноблох неожиданно оказалась препоной для ее назначения президентом Каннского фестиваля.

Культура или столбик цифр?

Ходили слухи, что на кандидатуру Кноблох обратили внимание потому, что в Каннах давно уже озабочены гендерным неравенством среди руководства. Как бы то ни было, назначение Кноблох вызвало немало критики.

Прежде чем приступить к голосованию по кандидатуре президента, совет директоров фестиваля провел несколько весьма бурных дискуссий, писала газета Le Figaro. Обычно президент избирается единогласно или почти единогласно. Но в этот раз голоса разделились: 18 голосов «за», шесть «против», трое воздержавшихся и один пустой бюллетень. В совет директоров входят представители министерства культуры и МИДа Франции, палат французского парламента, различных киноассоциаций и профсоюзов. Ряд из них критиковали министерство культуры за то, что оно не провело предварительных консультаций с другими членами совета и не попыталось найти альтернативных Кноблох кандидатур – она была единственным претендентом.

22 марта, за день до голосования, ряд ассоциаций написали письмо действующему президенту фестиваля Пьеру Лескуру с осуждением избирательного процесса, пишет французский журнал Télérama. «Это первый случай, когда <...> государство, имеющее сильное влияние на Каннский фестиваль, навязывает своего кандидата без каких-либо консультаций», – цитирует журнал одного из авторов письма. Среди аргументов против назначения Кноблох было то, что французским фестивалем должен руководить гражданин Франции. В ответ ее сторонники парировали, что бывший топ-менеджер Warner у руля фестиваля поможет Каннам привлечь больше крупных голливудских студий, тем самым повысив интерес к мероприятию и его значимость.

Самым весомым доводом против Кноблох стал возможный конфликт интересов. Возглавляемая ею I2PO собирается инвестировать в медиаактивы. Акционер I2PO группа Kering, принадлежащая семье Пино, является спонсором фестиваля. После бурных обсуждений было признано, что у любого деятеля искусства, причастного к работе фестиваля, тоже возникает конфликт интересов, пишет Le Figaro. В итоге был найден такой компромисс: Кноблох обязалась не участвовать в решении вопросов, связанных с Kering. А I2PO дала гарантии, что не будет инвестировать в кинематограф, пока ее гендиректор возглавляет Каннский фестиваль.

Но все равно то, что Кноблох бизнесвумен, а не работник культуры, продолжает будоражить сообщество. Продюсер Саид Бен Саид (работал над фильмом «Искушение» Пола Верховена из прошлогодней программы Каннского фестиваля) написал в Twitter: «Разве мы не ошибаемся, назначая во главе культурных учреждений людей, безусловно очень квалифицированных в своей области, но для которых культура и искусство всего лишь столбцы цифр?» А IndieWire беспокоится, будет ли выполняться одна из задач любого кинофестиваля – поддержка фильмов, которые не отвечают требованиям массового рынка.