«Женщина-канцлер»: биография Ангелы Меркель, которая никогда не спешит
Как стать главой Германии на 16 лет, не произнеся ни одной яркой речиО политиках мирных времен писать трудно. Даже самых успешных – сюжету зачастую не хватает драматизма и громкой кульминации. А биографу Ангелы Меркель особенно не повезло. С одной стороны, конечно, перед нами впечатляющая история успеха. Первая женщина на посту канцлера Германии, которую переизбирали трижды. Всего она руководила страной 16 лет и 16 дней, еще бы полторы недели и побила рекорд своего политического наставника Гельмута Коля. Она же первый канцлер, кто ушел добровольно, а не в результате поражения на выборах. Во внешней политике – общепризнанный лидер Евросоюза, много лет подряд признавалась самой влиятельной женщиной мира (Forbes присваивал ей этот титул 10 раз).
Однако именно фирменная формула успеха делает Меркель плохим героем романа (нон-фикшена). Ее кредо – никаких поспешных шагов, минимум громких заявлений. Как ни странно для политика, за свою карьеру канцлер не произнесла ни одной яркой эмоциональной речи. Хладнокровие, прагматизм, неброский костюм – вот это про нее. Большинство ее достижений иллюстрируются чередой цифр экономических показателей, а не афоризмов. Иными словами, вряд ли за бестселлером Урсулы Вайденфельд (работала в газетах Financial Times Deutschland и Tagesspiegel) выстроилась очередь из голливудских продюсеров. Однако своей цели немецкая журналистка вполне достигает – по прочтении многое проясняется и в феномене Ангелы Меркель, и в новейшей истории Германии.
Названия некоторых глав красноречиво раскрывают содержание: «Заслуги», «Ошибки», «Разочарования». Периодически автор переходит и на хронологически последовательный, чисто биографический рассказ, и в первую очередь это касается страниц о жизни Меркель до большой политики – когда ее еще звали Ангелой Краснер (знаменитая фамилия осталась с ней после развода с первым мужем) и она, дочь священника ГДР, делала карьеру физика в Академии наук. Это самая демократичная часть книги, самая щедрая на детали и байки и вполне показательная – Меркель уже тогда была собой.
9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена. Многотысячная толпа заранее собралась на улицах в ожидании, когда поднимется шлагбаум. Что делает Меркель в день великих перемен? Следует своему обычному распорядку. Как и каждый четверг, идет с подругой в сауну, потом в соседний бар выпить пива, затем пересекает-таки границу, чтобы навестить знакомых. Недолго празднует. И возвращается домой. Завтра рано вставать на работу.
Меркель не свойственна ни эйфория, ни паника. Однажды на физкультуре – это ее любимая история из школьного детства – будущий канцлер должна была прыгнуть с трехметровой вышки в бассейн. Ей было страшно, она тянула до последнего, но все-таки сделала шаг – в ту секунду, когда прозвенел звонок с урока. Ровно так же спустя годы Меркель будет действовать и в политических кризисах, требующих сложных решений, – она выжидает. Если проблема не решится сама собой или не появится легкая альтернатива, тогда уж приходит черед решительных мер. Эта опасная стратегия порой усугубляла ситуацию, но часто действительно приводила к успеху.
Годы экспериментальной физики в академии тоже не прошли даром. Неудачные опыты приучили Меркель спокойно воспринимать провалы, уверена Вайденфельд. Не получилось – что ж, учтем ошибки, попробуем иначе. Закон сохранения энергии гласит, что механическая энергия в изолированной системе остается постоянной, что в переложении на политические реалии значит: за падением всегда следует взлет, рассуждает автор книги. И наоборот. А значит – никогда не надо унывать. Науку, к слову, Меркель не забрасывала никогда – на вечеринках по случаю дня ее рождения выступают не музыканты, а ученые с докладами. Тысячи приглашенных покорно дремлют в ожидании фуршета.
Карьеру канцлера Вайденфельд описывает через череду парадоксов, и самый главный из них, пожалуй, этот. Меркель, «слуга народа» без громких программ и (кажется) без собственных взглядов, в эпоху харизматиков и популистов воспринимается как последний столп Европы. Однако такой политик может прийти к власти лишь при одной политической системе: когда главу правительства избирает парламент. «Во Франции восхищаются Меркель, но никогда не выбрали бы президентом», – приводит биограф слова одного из обозревателей. В странах с прямой демократией избирательные кампании ведут по законам шоу и кандидат обязан обладать навыками шоумена.
В целом для книги характерна взвешенность оценок – ни славословий, ни проклятий. Автор регулярно отмечает, что это подведение итогов по горячим следам – история еще всех рассудит и расставит по местам. Язык тяжеловесный (хотя отчасти дело явно в переводе). Еще стоит сказать, что издатели российской версии уж слишком полагаются на осведомленность нашего читателя – огромное количество имен, событий, политических нюансов остаются без комментария.
У биографий правителей есть устойчивый круг читателей, а книга о Меркель за счет феминистской повестки легко расширяет эту аудиторию. Правда, нужно предупредить – еще один парадокс, – как полагает Вайденфельд, самая влиятельная женщина-политик вряд ли считает себя феминисткой.