«Бука. Мое любимое чудище»: сказка, где магия соседствует с роботами

В прокат вышел мультфильм от продюсера франшизы «Три богатыря» Сергея Сельянова

«Бука. Мое любимое чудище» – очередная вариация на тему «Красавицы и чудовища», но в стиле петербургский стимпанк. В царских семьях – уж такой порядок древний – по расчету нужно замуж выходить. А царевна Варвара не хочет по расчету, хочет по любви, поэтому сбегает из дворца к жениху по переписке, принцу Эдварду. Далеко ей, впрочем, убежать не удалось. Беглянку берет в плен Бука, местный леший – рогатый получеловек-полуолень, оберегающий лесной покой от шумных и алчных горожан. Монстр стращает девицу, грозится потребовать выкуп, но внешность обманчива, мохнатая шкура скрывает доброе сердце – и он отпускает Варвару восвояси. Даже помогает скоротать путь.

Все не так однозначно и на царском дворе. Настоящий антигерой в этой истории отнюдь не августейший отец, который никакой не тиран, а добрейший души человек и инженер-любитель. Интриги плетет мелкий почтовый клерк Шишек. Это он подчиняет безвольного монарха, шантажом добивается женитьбы на Варваре, да и не она ему нужна на самом деле. Ему подавай абсолютную власть над всем живым и неживым.

Российскую коммерческую анимацию уже давно можно судить по гамбургскому счету, не делая скидок на возраст и бюджеты. По крайней мере, сериалы точно – в мире прекрасно продается не только одна «Маша и Медведь» или «Смешарики». С полнометражками все чуть сложнее – о соперничестве с Pixar, конечно, можно только мечтать. Но прогресс очевиден с каждым годом.

Кадр из мультфильма / Анимационная студия «Сказка» / СТВ

Правда, до недавних пор ощущался явный водораздел. В российском прокате хорошо шли прежде всего двухмерные мультфильмы про богатырей и Ивана Царевича – их продюсирует Сергей Сельянов, ответственный и за «Буку». «Три богатыря. Ход конем» 2015 г. – до сих пор самая кассовая отечественная анимация (856 млн руб., данные ЕАИС государственного Фонда кино). Всего с 2016 г. (даты запуска ЕАИС) восемь фильмов обеих франшиз заработали совокупно почти 5 млрд руб.

Что до трехмерных полнометражек, они, как правило, собирают на порядок хуже (лишь «Фиксики» и недавний «Финник» вышли на сопоставимые 400 млн руб.). Зато они отлично продаются за рубеж. Как рассказывал на одном питчинге Фонда кино тот же Сергей Сельянов, сегодня российскую объемную анимацию активно покупают, посмотрев лишь одну готовую сцену.

Кадр из мультфильма / Анимационная студия «Сказка» / СТВ

Сам «Бука» не сразу нашел себя. Мультфильм режиссерского тандема Виктора Глухушина (в его резюме – российские сериалы «Алиса знает, что делать!» и «Веселая кухня») и Максима Волкова (британский сериал «Буба») заявляли в Фонде кино еще в 2015 г., но то фактически был дальний родственник сегодняшнего – двухмерный и стилистически близкий к «богатырской» мультсерии. С тех пор концепция радикально изменилась. Проект не только прирос третьим измерением, но и сменил интонацию и переориентировался на международную аудиторию. «Древнерусский Маугли» стал кем-то вроде заколдованного принца. Царевну Варвару можно легко спутать с диснеевскими принцессами. Да и дизайн мира регулярно вызывает чувство дежавю – очень многое мы уже где-то видели.

Что хорошо – нет чувства неловкости. «Бука» не пытается задавать мировые тренды, но умело в них встраивается. Авторы явно смотрели и «Шрэка», и «Холодное сердце», и «Рапунцель». Однако назвать их кино калькой – или фанфиком – язык не поворачивается. Фильм, безусловно, нашел свой голос, не кажется чисто экспортным товаром, а в безумной стилевой эклектике авторы явно обогнали конкурентов. Магия соседствует с роботами, столица намекает на позднюю Российскую империю, соседний мегаполис – на Нью-Йорк из фильма «Великий Гэтсби» База Лурмана. Лесные приключения и вовсе отдают этнофэнтези в духе романа «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова, так как верховодит в этом волшебном мире Царица Тайга – природная стихия, жестокая, но справедливая.

Кадр из мультфильма / Анимационная студия «Сказка» / СТВ

И хотя «Бука» долго шел к экрану, никакой одышки или усталости от материала (характерных для долгостроев) не чувствуется – действие идет бодро, ровно, эффективно. Каждые 5 минут – новый гэг, каждые 10-15 – песня. Графика лишь иногда режет взгляд (для производителя «Буки» – студии «Сказка» – это первый большой проект). Голоса вполне соответствуют персонажам. За кадром тут играли: Любовь Аксенова (известна по сериалам «Почка», «Бывшие»), бывший резидент Comedy Club Тимур Родригез, журналист Алена Долецкая, участница «Голоса» Виолетта Вольская и многие другие. Разве что певец Алексей Чумаков, который (отлично!) поет и говорит за заглавного героя, кажется сильно взрослее своего персонажа.

«Бука» – это нечастый пример семейного зрелища, который пусть и метит в совсем юного зрителя (переходя порой на откровенное сюсюканье: конь Пирожок, робот-лампа Лампуля), тем не менее не станет невыносимой мукой для родителей. Остроумных гэгов в фильме достаточное количество, а мелодраматичный сюжет, выстроенный по учебнику, уверенно нажмет на самые чувствительные кнопки и у взрослых.

Дидактическая программа опять же выполняется полностью – сюжет вводит в экоповестку, высмеивает увлечение романтическими романами, учит добиваться своего, но уважать старших, призывает не судить никого по одежке. Все довольны: детям – зрелище, родителям – чувство выполненного долга.