Российские видеосервисы выступили против принудительной лицензии на контент

Эта мера приведет к легализации пиратства и чревата ущербом в десятки миллиардов рублей, утверждают они
Среди ключевых негативных последствий применения принудительной лицензии на контент АИВ выделяет возможную приостановку деятельности российских сервисов на иностранных устройствах и платформах/ Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Интернет-видео» (АИВ), которая объединяет крупные российские видеосервисы (ivi, Okko, Amediateka, Start, viju и «Триколор кино и ТВ»), выступила против распространения на фильмы, сериалы и музыку из недружественных стран механизма принудительной лицензии. Такая мера несет в себе риски как для бизнеса, так и для пользователей легальных онлайн-кинотеатров, следует из письма, с копией которого ознакомились «Ведомости».

Обращение направлено в администрацию президента, Минкультуры, Минцифры, Минэкономразвития, Минюст, профильные комитеты Госдумы, Совет Федерации. Подлинность письма и факт его направления подтвердил «Ведомостям» гендиректор АИВ Алексей Бырдин. «Ведомости» направили запросы адресатам обращения. В комитете по экономполитике «Ведомостям» сказали, что в Госдуму письмо поступило, однако согласно думской базе оно направлено в комитет по информполитике. Председатель комитета по информполитике Александр Хинштейн не ответил на звонки и сообщения «Ведомостей».

Инициатива о распространении принудительной лицензии на контент входит в конфликт с действующими нормами международного права, а возможность воспользоваться ею приведет к тому, что Россия станет юрисдикцией, в которой использование произведений без согласия правообладателя станет преобладающей моделью, указывает в своем обращении АИВ.

«Более половины музыкальных и аудиовизуальных произведений, находящихся в легальном обороте в России, происходят из стран, входящих в актуальный перечень недружественных государств. Среди наиболее популярных и востребованных произведений доля иностранного контента еще выше и составляет 70–75%. С учетом масштаба это можно назвать легализацией пиратства. Каждый факт нелицензионного использования произведений может и будет использован иностранными правообладателями против российских хозяйствующих субъектов, несмотря на то, что они действовали в рамках российского права», – отмечается в письме.

На кого может распространиться принудительная лицензия

Российские власти планируют расширить сферу использования принудительной лицензии (сейчас действует только в отношении патентов) на контент, соответствующий законопроект уже разрабатывается, рассказывали ранее собеседники «Ведомостей», знакомые с ходом обсуждения документа. Таким образом власти планируют легализовать фильмы, сериалы и музыку из недружественных стран, поясняли они.  
Суть инициативы – в случае, если правообладатель из недружественных стран в одностороннем порядке отказался от договора по основаниям, не связанным с нарушением контракта, российский лицензиат сможет потребовать через суд получения принудительной лицензии на контент партнера. Таким правом предлагается также наделить и российские организации коллективного управления правами. 
В случае принятия законопроекта, эта мера может коснуться контента американских мейджоров – Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount, которые в марте объявили о приостановке деятельности в России. Они уже перестали выпускать в России свои музыкальные и киноновинки, но контент из их библиотечного каталога пока доступен для российских пользователей.

Среди ключевых негативных последствий применения принудительной лицензии на контент АИВ выделяет возможную приостановку деятельности российских сервисов на иностранных устройствах и платформах – iOS, Android, Huawei, на телевизорах с функцией Smart TV и т. д., контент на которых сейчас смотрит порядка 70–90% аудитории российских видеосервисов.

Для участников рынка это обернется потерей десятков миллиардов рублей, вложенных в развитие технологий, а для десятков миллионов пользователей – резким понижением качества услуг, говорится в письме видеосервисов. 

Кроме того, как отмечается в письме АИВ, в силу высокого риска потерять большую часть своих пользователей из-за удаления приложений с устройств, действующие российские видеосервисы вряд ли воспользуются правом на принудительную лицензию, но наличием такого права в законодательстве могут «воспользоваться другие лица».  

По словам Бырдина, дефицит зарубежных фильмов и сериалов в видеосервисах не настолько острый, чтобы создавать очаг напряженности инициативой с принудительной лицензией.

«По действующим контрактам отечественных видеосервисов с зарубежными партнерами на сегодня сохраняется статус-кво. По новым договорам, связанным с поставками новинок, были шансы вернуться к переговорам по мере стабилизации внешнеполитической ситуации. Проблему с временной невозможностью использования части иностранного контента не следует решать изменением фундаментальных принципов защиты авторских прав», – резюмировал он. 

Хотя некоторые новые цифровые релизы были перенесены на неопределенный срок, основные контракты с иностранными студиями продолжают действовать, контент остается доступен зрителям, заявил «Ведомостям» представитель видеосервиса «Кинопоиск» (не входит в АИВ, с долей 19% по итогам 2021 г. занимает вторую позицию на рынке видеосервисов – данные «ТМТ консалтинга»): «Инициатива о принудительных лицензиях несет риски для подобных партнерств и, соответственно, для интересов российских зрителей. Поэтому законопроект необходимо тщательно обсудить с игроками индустрии».

В условиях ухода с российского рынка мейджоров власти ищут пути сохранения удобного доступа российских потребителей к зарубежному контенту, но не факт, что в этой игре выиграют наши крупнейшие легальные игроки, считает Елена Крылова, директор по проектам «ТМТ консалтинга».

Меру, распространяющую принудительную лицензию на контент, не поддерживают и представители книжной и музыкальной индустрии. Поражение в правах зарубежных правообладателей приведет к всплеску пиратства и стимулированию серых схем монетизации зарубежного контента, считает Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете. По словам Рябыко, контент, как правило, наилучшим образом защищается тем, кто в этом заинтересован напрямую, – то есть правообладателем.

«При внедрении принудительной лицензии зарубежные правообладатели утратят бизнес-интерес в его защите. А в отсутствие давления пираты с бесплатным контентом будут выглядеть намного привлекательнее своих собратьев с платной моделью. При этом не уверен, что новый вид принудительной лицензии полностью легализует процесс удержания зарубежного контента на площадках. Издатели рассчитывают, что им все-таки удастся в текущих реалиях сохранить договорные отношения с большинством зарубежных авторов и их агентов», – добавил Рябыко.

Правообладатели продолжают исполнять текущие обязательства перед отечественными, цифровыми сервисами, все действующие музыкальные каталоги действительны и не отзываются, утверждает Никита Данилов, гендиректор Национальной федерации музыкальных индустрий (объединяет в России Universal Music Russia, Warner Music Russia и Sony Music Entertainment). Введение механизма принудительной лицензии на контент, как считает он, приведет к фактической потере контроля со стороны правообладателей за распределением доходов среди музыкантов и авторов.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина