«Домашнее поле»: Очень неженская профессия

На more.tv вышел сериал о женщине – тренере мужской футбольной команды

Футбольная команда из маленького провинциального городка неожиданно для всех выходит в Высшую лигу, и прямо накануне сезона пожилой тренер от избытка волнения падает с сердечным приступом. Все думают, что его заменит лучший игрок команды Фил (Иван Янковский, известен по фильму «Чемпион мира», сериалам «Топи»). Но директор клуба (Максим Матвеев, известен по фильму «Союз спасения» и сериалу «Триггер») после мучительных сомнений решает позвать на эту должность сильную женщину Елену Волкову (Светлана Устинова, известна по фильму «Хардкор» и сериалу «Магомаев»). Она хоть и женщина, но суперпрофессионал и хорошо тренировала женскую футбольную команду.

Основания мужского мира потрясены: «баба-тренер». Футболисты в шоке. Спонсор команды (Игорь Верник, известен по фильму «Цой» и сериалу «Псих») в гневе. Болельщики недовольны, интернет бурлит, журналисты проявляют нездоровый интерес. Стиснув зубы, новый тренер принимает вызов, чтобы доказать всем, что важен не пол, а профессионализм.

В центре сюжета сериала, создателями которого являются Hype Film (известна по фильмам Кирилла Серебренникова «Лето», «Ученик» и т. д.) и «НМГ студия» (фильмы «Лед-2», «Вторжение» и т. д.), как видим, находится тема гендерного равноправия, развернутая с наглядностью учебной иллюстрации. С самого начала тут, словно на уроке, показательно демонстрируются с последующим разоблачением и сексистские предрассудки, и категория «неженской профессии», и сексуальная объективация. Уже в первой серии два или три раза прямым текстом проговаривается, что пример Елены должен вдохновить других женщин. А городок, где героиня будет теперь жить и работать, для большей выразительности показан так, словно населен одними лишь мужчинами, у которых два занятия: играть в футбол и, сидя в пабе, болеть за своих.

Кадр из сериала / more.tv

Завязка, в общем, интересная, однако некоторые художественные решения мешают принять происходящее на экране с той степенью серьезности, на которую авторы снятого для more.tv сериала, очевидно, рассчитывают.

Контентом для этого онлайн-кинотеатра занимается плюс-минус та же команда, что работает на СТС еще с 2010-х. Одним из главных хитов канала в тот период была спортивная драма «Молодежка», посвященная непростым будням хоккейной команды, которая из детского хоккея идет к вершинам славы. Ее история продолжалась в эфире шесть сезонов и 260 (!) серий с 2013 по 2019 г.

С тех пор спортивная тема не отпускает продюсерскую группу во главе с Вячеславом Муруговым (гендиректор «СТС медиа»). К теме было испробовано множество разных подходов, один из удачных примеров – сериал «Дылды» с отличными аудиторными показателями на СТС. В центре сюжета произведения гендерный конфликт между тренером-сексистом (Павел Деревянко) и женской волейбольной командой. В каком-то смысле «Домашнее поле» – инвертированные «Дылды»: тоже много сексизма, есть гендерный конфликт между тренером и командой, только команда мужская, а тренер – женщина.

Новый сериал more.tv – адаптация норвежской спортивной драмы 2018 г. Heimebane. Но вместе с сюжетом авторы зачем-то заимствуют из первоисточника и скандинавскую фактуру. Все персонажи живут в просторных домах со стерильными нездешними интерьерами, на улице всегда пасмурно и лежит снег. Люди, их быт, местный паб и даже название футбольной команды – «Красный ястреб» – словно пришли откуда-то из неближнего зарубежья. А в маленьком городке, где чуть ли не все друг друга знают, имеется целый аэропорт, чтобы персонажам было удобно быстро долететь самолетом из Москвы. Не удивительно, что городок этот в сериале так и остается безымянным, потому что ну как его назвать? Сызрань, Октябрьск, Верхняя Пышма? Любой российский топоним будет здесь звучать в высшей степени неправдоподобно.

Кадр из сериала / more.tv

Довольно странно игнорировать актуальную действительность, предлагая зрителю вместо нее причудливый, порой до смешного, суррогат. Как бы там ни было, происходящее на экране трогало бы сильнее и вызывало больше доверия, если бы разворачивалось в мире, хоть немного похожем на реальный. Например, раз уж действие происходит в России, интересно было бы следить за развитием сюжета о женщине-тренере в условиях российской реальности, а не в искусственно сконструированной среде в «скандинавском стиле».

При таком подходе и в такой среде сложно возникнуть полноценным характерам – вместо характеров тут голые схемы. Актер Верник играет неприятного дельца-капиталиста так, как их играют в российском кино уже 20 с лишним лет. Актер Матвеев в роли директора команды изо всех сил изображает кротость положительного мужчины, добровольно отказавшегося от предрассудков. Актриса Устинова две первые серии просто ходит с героическим лицом борющейся, но несломленной женщины. А в качестве характерной особенности, призванной придать ее образу жизненной убедительности, преподносится привычка пить много кофе и забывать поесть. Негусто, впрочем, у остальных персонажей и того нет.

Тем не менее нельзя сказать, что смотреть «Домашнее поле» скучно. Во-первых, даже помещенная в условные и нетипичные обстоятельства, гендерная проблематика здесь не полностью лишена остроты и более-менее способна удержать на себе сюжет. Во-вторых, по-своему затягивает нарратив противостояния столичного эффективного менеджера и местного патриархального братства, которое, если начистоту, не хочет никакой эффективности, а хочет играть в свое удовольствие, хлопать друг друга по плечам и хором орать в раздевалке название своей команды.

Этот драматургический конфликт, хотя и заимствован из норвежского первоисточника, неизбежно вызывает в памяти «Оптимистическую трагедию» Вишневского и Самсонова: сознательная женщина с прямой комиссарской осанкой пытается перевоспитать несознательную банду разгильдяев. Когда Елена впервые заходит в мужскую раздевалку, полную голых и недружелюбно настроенных футболистов, даже невольно ожидаешь чего-то в духе «кто еще хочет комиссарского тела». Но до этого не доходит.

Однако «Домашнее поле» заслуживает внимания также и потому, что адресуется двум многочисленным, но, как принято считать, не очень пересекающимся зрительским аудиториям – поклонникам футбола и сторонникам гендерного равноправия. Авторы сериала, видимо, хотят в доступной форме рассказать первым о вторых, ну а вторым, если получится, о первых.

И еще, поскольку жанрово это все-таки спортивная драма, сериал будет интересен любителям фильмов, в которых герои тренируются, преодолевают себя и в конце приходят к победе. Правда, преодоление себя здесь означает в первую очередь преодоление собственных гендерных стереотипов. Но этот процесс, если постараться, тоже может стать основой вполне напряженного сюжета.