Бизнес и эксперты рассказали о рисках в новом механизме расчетов за контент

Среди них – непрозрачность определения недобросовестных правообладателей
Бизнес и эксперты рассказали о рисках в новом механизме расчетов за контент/ Максим Стулов / Ведомости

Новый механизм платежей за контент компаниям из недружественных стран, введенный указом президента 27 мая, может нести в себе риски для некоторых категорий правообладателей и для российских лицензиатов. В указе главы государства оговаривается, что положения документа не будут касаться правообладателей, которые исполняют свои обязательства по лицензионным контрактам в России, но такая возможность все-таки существует, утверждает Никита Данилов, гендиректор Национальной федерации музыкальных индустрий (объединяет в России музыкальных мейджоров Universal Music Russia, Warner Music Russia и Sony Music Entertainment). 

В частности, по словам Данилова, разъяснений еще потребует механизм подтверждения неисполнения обязательств правообладателем. «Действующие музыкальные каталоги сейчас продолжают быть доступными для российских сервисов и потребителей, – говорит он. – Но, например, у правообладателя в России 100 контрагентов, перед которыми он продолжает исполнять обязательства. Один из них необоснованно может решить, что правообладатель нарушает договор. Такой контрагент будет вправе без каких-либо обоснований и доказательств открыть счет, на который и остальные будут должны вносить деньги. Учитывая, что у правообладателя будет отсутствовать доступ к такому счету без решения правкомиссии, такой механизм поставит под угрозу выплаты со стороны правообладателей российским работникам, авторам и артистам».

«В текущем указе прописаны общие принципы [работы правкомиссии], – говорит Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ; представляет интересы крупных российских издательств – АСТ, «Эксмо», «Альпина», МИФ, «Азбука-Аттикус» и др.). – Но остается масса вопросов – будет ли перечень оснований для запрета выплат правообладателям носить публичный характер, каков будет механизм определения размера справедливого вознаграждения, а также можно ли будет его оспаривать».

Как считает Рябыко, новый механизм платежей за контент, вероятнее всего, вступит в конфликт с текущими условиями контрактов: «Это оставляет открытым главный вопрос – какова будет ответственность российских лицензиатов перед своими зарубежными контрагентами по правилам, определенным в контракте. Для освобождения от ответственности нужны поправки в гражданское законодательство». Это нужно, чтобы гарантировать российских лицензиатов от нарушения контрактов.

Как будет работать указ

Согласно указу, теперь российские физические и юридические лица, органы власти и учрежденные ими организации в рамках действующих лицензионных контрактов должны будут осуществлять платежи за зарубежный контент в рублях и на специально созданный для этого рублевый счет в уполномоченном банке или банках России. Забрать средства со счетов правообладатель сможет только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Распространяться такой механизм будет временно и только на расчеты с правообладателями из недружественных стран, компании, которые публично поддержали санкции или запретили после 23 февраля использовать в России свои объекты интеллектуальной собственности, или приостановили, или прекратили работу в нашей стране. Также эта мера коснется, как следует из указа, тех, кто «дискредитирует» российскую армию и «в неприличной форме» выражает неуважение к России и т. д.  

В случае если правообладатель добросовестно исполняет условия контрактов, его положения указа касаться не будут. Как следует из указа президента, в случае внесения платежей за контент в рублях на спецсчет обязательства российского лицензиата будут считаться выполненными. Действовать это правило, как следует из положений документа, будет также в тех случаях, когда правообладатель запретил или ограничил использование объектов интеллектуальной собственности на территории России.

«То есть этот указ, по сути, перечеркивает юридическую возможность блокировать использование результатов интеллектуальной собственности в нашей стране», – пояснил «Ведомостям» директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин.

Новый порядок расчетов – в определенной степени спасательный круг, считает, в свою очередь, Юлия Голубева, заместитель гендиректора холдинга «Газпром-медиа» (управляет телеканалами ТНТ, «Пятница!», «2х2», радиостанциями «Авторадио», Like FM, Comedy Radio, видеосервисом Premier и т. д.): «Оплата – ключевое условие договоров на использование интеллектуальной собственности. Российские лицензиаты были лишены механизмов защиты в случаях, когда проблема с переводом денег из-за санкций используется как основание для прекращения отношений». 

На «Первом канале», в холдинге ВГТРК и «Национальной медиа группе» не ответили на вопросы «Ведомостей». Так же поступили и в VK (владеет музыкальными сервисом «VK музыка»), «Яндексе» (владеет видеосервисом «Кинопоиск» и музыкальным сервисом «Яндекс.Музыка») и аудиосервисе «Звук». 

По действующим лицензионным контрактам кинотеатры и так платили в рублях российским юрлицам зарубежных мейджоров, говорит Романа Исаев, член Ассоциации владельцев кинотеатров (объединяет крупнейшие киносети страны – объединенную киносеть «Формула кино» и «Синема парк», «Киномакс», «Синема стар» и т. д.): «И данный указ в меньшей степени нас касается». 

Представитель Ассоциации интернет-видео (объединяет видеосервисы ivi, Okko, Amediateka, Start и т. д.) уверен, что положения указа не помешают российским онлайн-кинотеатрам продолжать работать с добросовестными зарубежными правообладателями в прежнем режиме: «Мы не видим оснований для широкого применения особого режима к нашим партнерам».

Указ президента о новом механизме расчета с «недружественными» правообладателями – один из симметричных ответов на действия Запада, считает политолог Евгений Минченко. Для определенных правообладателей этот режим может быть достаточно болезненным, добавляет он.