Музыкальная индустрия просит депутатов разработать механизм блокировки платежей пиратам

В 2021 году объем черного рынка контента мог достичь 5 млрд рублей
Федерация предлагает добавить к законопроекту пункт о том, что банки должны блокировать платежи и в адрес пиратских ресурсов, которые не внесены в Единый реестр РКН, но уже получили ограничение доступа/ Максим Стулов / Ведомости

Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ) 21 июля попросила председателей комитетов Госдумы по информационной политике и финансовому рынку Александра Хинштейна и Анатолия Аксакова создать законодательные условия для блокировки платежей физлиц в адрес пиратских ресурсов и их владельцев. НФМИ в своем обращении также выступила с предложениями по доработке законопроекта о поправках в ФЗ № 115 о противодействии отмыванию денег.

«Ведомости» ознакомились с копией обращения, его подлинность подтвердил гендиректор НФМИ Никита Данилов. Хинштейн и Аксаков сообщили «Ведомостям», что пока не получили письмо НФМИ.

Платежи в адрес пиратских ресурсов, по оценке НФМИ, превышают 5 млрд руб. в год (речь идет о продаже нелегальных копий музыкальных произведений, фильмов, сериалов и другого контента), указано в письме. Для расчетов средняя стоимость подписки на пиратский ресурс (150 руб.) умножалась на количество популярных пиратских сервисов (10–12) и затем – на количество пользователей (до 3,5 млн человек, по оценке НФМИ), поясняет Данилов.

Рынок музыкального стриминга в России по итогам 2020 г., по данным J’son and Partners Consulting, составил 14,8 млрд руб. По прогнозам аналитиков этой компании, в 2021 г. он должен был увеличиться до 20,9 млрд руб. (пока итоги за прошлый год не обнародованы).

В качестве примера в письме НФМИ указывается схема оплаты на одном из пиратских сайтов. Пользователь при помощи VPN регистрируется как житель любой страны, кроме России, оформляет подписку, оплачивает ее через платежные системы или криптовалютой. В платежной форме пользователь вводит данные своей карты, и деньги через подставную форму уходят на карту владельца пиратского ресурса или его «дропа» (подставное физлицо). Сервер банка не считывает ничего необычного, так как фиксирует стандартный денежный перевод между физлицами, поэтому во время транзакции банк просто отправляет пользователю sms-сообщение с просьбой подтвердить операцию. После подтверждения перевода деньги снимаются со счета пользователя, а подписка оплачивается.

В письме НФМИ указывает на пробел в законодательстве: ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» предусматривает блокировку платежей только в пользу сайтов, которые включены в Единый реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора (РКН). Но в отношении пиратских сайтов, доступ к которым ограничен в результате взаимодействия между РКН и операторами связи (обеспечительные меры в отношении контента через решение Мосгорсуда по итогам единичного нарушения), этот механизм не работает. Дело в том, что в реестр РКН попадают только те ресурсы, на которые была наложена «вечная блокировка» после двух решений Мосгорсуда о нарушении авторских прав.

Федерация предлагает добавить к законопроекту Аксакова (внесен 6 июля, поправки в ст. 7 упомянутого ФЗ) пункт о том, что банки должны блокировать платежи и в адрес пиратских ресурсов, которые не внесены в Единый реестр РКН, но уже получили ограничение доступа (т. е. после обращения правообладателя в Мосгорсуд и первого решения суда). Порядок взаимодействия банков с информационной системой РКН и операторов связи, согласно предложенным НФМИ поправкам, должен быть установлен РКН по согласованию с ЦБ.

В январе Российский книжный союз (РКС) направил письмо в ЦБ и МВД с аналогичной просьбой ограничить пиратским сайтам доступ к банковской инфраструктуре. Ответ пришел только от ЦБ. Регулятор и МВД взяли вопрос в работу, но пока информации о каких-то результатах и итогах проверок в РКС не поступало, сообщил «Ведомостям» член комитета по цифровой трансформации РКС Максим Рябыко. Предложенный НФМИ механизм блокировки платежей может успешно себя проявить в борьбе с интернет-пиратами, считает он.

Но другие опрошенные «Ведомостями» эксперты сомневаются в эффективности предлагаемых НФМИ мер.

Даже если поправки НФМИ будут приняты, банки смогут заблокировать платеж только в адрес владельца заблокированного РКН сайта, но платежи смогут идти на карту, к примеру, дропа, говорит вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. «Банки не могут заменить собой все правоохранительные органы и отслеживать все финансовые цепочки пиратских сайтов», – считает он.

Проблема, связанная с механизмом взаимодействия банков и РКН, действительно сегодня актуальна, признает заместитель руководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов. «Банки не имеют доступа к Единому реестру сайтов и сетевых адресов, заблокированных ведомством. Сейчас приходится вручную вбивать интернет-адрес на сайте РКН, но у банков огромное количество платежей в течение дня, невозможно по такой схеме проверить каждый», – поясняет он.

Тем более, как добавляет гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян, зачастую способы оплаты у пиратских ресурсов рандомизированы. По его словам, на пиратском сайте можно найти десяток разных способов оплаты через различные платежные системы и разным получателям.