Правительство Москвы выступило против законопроекта о едином операторе цифровой рекламы

Инициатива ударит по рынку рекламы, облику города и поступлениям в доход столицы
Принятие законопроекта приведет к снижению доходов бюджета столицы, считают в правительстве города/ Максим Стулов / Ведомости

Департамент СМИ и рекламы правительства Москвы не поддержал принятие законопроекта о едином операторе цифровой рекламы, который был внесен в Госдуму депутатом-единороссом Артемом Кирьяновым 8 июля, а уже 15 июля принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании нижней палаты парламента. Об этом говорится в письме руководителя департамента Ивана Шубина, которое было направлено в комитет Совета Федерации по экономической политике. «Ведомости» ознакомились с письмом департамента СМИ и рекламы: в нем изложено 13 замечаний к основным положениям инициативы, которая ранее вызвала критику со стороны бизнеса.

Законопроект Кирьянова предполагает создание в РФ единого оператора, через которого будет размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц. Он же займется проверкой рекламного контента на соответствие законодательству, определением цен на размещение, а также защитой персональных данных пользователей. Оператор (компания, отвечающая определенным требованиям закона) останется участником рынка и сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций на земле, принадлежащей государству, и транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.

Шубин в письме указывает, что совмещение единым оператором функции участника рынка и контролирующего органа ведет к монополизации сферы цифровой рекламы. Об этом же 28 июля говорила на круглом столе в Госдуме замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова. По ее словам, совмещение компанией функций хозяйствующего субъекта и регулятора рынка противоречит антимонопольному законодательству и может привести к злоупотреблениям в отношении других предприятий. По законопроекту статус единого оператора сможет получить компания, которая не контролируется иностранными собственниками, является системообразующей и имеет собственные цифровые конструкции, в том числе в городах федерального значения. Этим критериям соответствует одна компания – Russ Outdoor. Сама инициатива Кирьянова была внесена в нижнюю палату без сопроводительных документов ФАС и правительства.

Еще одним недостатком законопроекта правительство Москвы считает то, что схему цифровых рекламных конструкций (ЦРК) предполагается утверждать на федеральном уровне, в Минцифры, по предложению единого оператора. Это является «необоснованным вмешательством в правомочия региональных и местных властей» по определению внешнего облика населенных пунктов, указывает Шубин, поскольку власти субъектов будут выступать лишь как «согласующие» предложенную схему органы. «Правительство Москвы будет иметь весьма незначительное влияние на установку ЦРК, – говорится в письме. – Реализация единой городской политики в сфере градостроительства и благоустройства окажется невозможной». Все это может привести к нарушению внешнего облика столицы и создать неудобства для жителей, уверены в правительстве Москвы.

Также не прописан порядок регулирования вопросов с оператором в случае, если он недобросовестно эксплуатирует ЦРК. «Фактически единый оператор не несет никакой ответственности за совершенные им нарушения», – отмечается в письме директора столичного департамента СМИ и рекламы. Распространение же электронной рекламы с помощью единого информресурса увеличивает риски распространения незаконной информации, если будет получен несанкционированный доступ к данной системе. Взлом ресурса «повлечет коллапс всей российской системы электронной рекламы, размещение антироссийской пропаганды и экстремистских материалов на каждом ЦРК и на всех электронных рекламных объявлениях», отмечается в письме Шубина.

В правительстве Москвы опасаются, что принятие законопроекта приведет к нарушению концепции единого информационного пространства на транспорте, которая сейчас позволяет уведомлять людей о происшествиях, чрезвычайных ситуациях и транслировать социальный контент. Коммерческая реклама составляет сейчас менее 13% от эфира, говорится в письме, а доходы от нее идут на дальнейшее финансирование информационного пространства московского транспорта (в его инфраструктуру входит 7900 транспортных средств и 31 000 экранов). Единый оператор может получить эту инфраструктуру, следует из письма, поскольку может использовать для размещения ЦРК государственный и муниципальный транспорт. Законопроект нивелирует роль социальной рекламы: он не учитывает возможность выделения 10% времени под социальные проекты правительства Москвы.

Принятие законопроекта также приведет к снижению доходов бюджета столицы, считают в правительстве города (расчеты в письме не приводятся). Цена на установку и эксплуатацию ЦРК определяется единым оператором из расчета средневзвешенной цены по ранее заключенным договорам, поясняет Шубин. В Москве это будет рассчитываться на основе договоров 2013–2014 гг. без учета разницы в ценах, которые сильно отличаются в зависимости от территории. Это некорректно, поскольку реклама в центре города привлекательнее, чем на окраине, говорится в письме.

По словам Кирьянова, в законопроекте заложен принцип определения цены на установление цифровой наружной рекламы, «который позволит избежать выпадающих доходов для субъектов РФ». «Он предусматривает в обязательном порядке основываться на текущих ценах или в отношении аналогичных рекламных конструкций. В ином случае возникал бы риск определения цены решением уполномоченного ведомства, не основываясь на ценах, указанных в действующих контрактах, и на рыночной практике каждого субъекта РФ», – заявляет он. Представитель Russ Outdoor не согласен, что создание единого оператора снизит налоговые поступления в бюджет. По его словам, «органы муниципальной власти смогут пополнять бюджеты и получать дополнительную прибыль за счет установки конструкций единого оператора в дополнение к ранее заключенным договорам, по которым им продолжат платить».

При этом компания не видит рисков и в нарушении антимонопольного законодательства: «Следить за деятельностью единого оператора будут Минцифры и ФАС». Необоснованны и другие замечания, считают в компании, к примеру требования к безопасности софта будут установлены Минцифрой, а «в настоящий момент в данной сфере к российским компаниям не предъявляются никакие требования по безопасности ПО». Нельзя говорить, что законопроект нивелирует роль социальной рекламы, добавляет Кирьянов: «Напротив, государство в рамках реализации законопроекта получит эффективный медиаканал на территории всех субъектов РФ для размещения информации государственной значимости». Необоснованным считает он и утверждение о том, что нельзя будет воздействовать на единого оператора, поскольку он «действует под контролем уполномоченного органа исполнительной власти [т. е. Минцифры]»: «В результате будет больше внимания к нарушениям законодательства и будет обеспечено реагирование [на них]».

Впрочем, основатель рекламного агентства Digital Church Марк Хлуднев считает, что создание единого оператора в таком достаточно автоматизированном сегменте, как цифровая реклама, приведет к плохим последствиям: «Создание единого оператора приведет к манипуляции рынком и убьет конкуренцию. Требования, которые обозначены при выборе единого оператора, смогут выполнить максимум одна-две компании в стране. Это приведет к полной монополии на рынке, что является неприемлемым. В результате вырастет стоимость на рекламу и именно единый оператор будет выбирать, кто на этом рынке достоин вести бизнес». Председатель комитета нижней палаты парламента по защите конкуренции Валерий Гартунг заявил «Ведомостям», что на слушаниях 28 июля в Охотном Ряду «абсолютно все участники рынка высказались против принятия этого закона»: «Кроме оператора, которому предполагается отдать весь рынок. Все согласились с тем, что в законопроекте множество нарушений интересов регионов и муниципалитетов и его проще отклонить, чем дорабатывать».

Как писали «Ведомости» 27 июля, против законопроекта ранее выступила организация малого и среднего бизнеса «Опора России»: ее руководитель Александр Калинин предложил председателю Госдумы Вячеславу Володину не принимать законопроект.

«Ведомости» направили запросы пресс-секретарю мэра и правительства Москвы Гульнаре Пеньковой и в пресс-службу департамента СМИ и рекламы.