Венеция-2022: без России, но с фокусом на Иране

В конкурсе фестиваля новые фильмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Даррена Аронофски
Венеция-2022: без России, но с фокусом на Иране/ Tingshu Wang / Reuters

Традиционно благосклонный к России, в этом году Венецианский кинофестиваль (как, впрочем, и другие) объявил нашей стране бойкот. Не считая «Голиафа», копродукции с Казахстаном, фильмов российских авторов в программе нет. Тем не менее в целом гендерно-географическая статистика фестиваля (будет проходить с 31 августа по 10 сентября) в этом году как минимум не хуже, чем у конкурентов. А в наши дни это важная часть анализа программы западного фестиваля. Из 23 фильмов основного конкурса пять сняли женщины-режиссеры – ровно такой же показатель был у последних Канн, да и у прошлогодней Венеции.

Большинство картин профинансированы США (12, считая копродукции) и Западной Европой (семь – Францией, пять – Италией, четыре – Великобританией). В то же время представлены и другие регионы – Латинская Америка (Мексика, Аргентина), Азия (Япония) и т. д., а с учетом параллельных программ получается пусть и западноцентричная, но достаточно разнообразная выборка. Шире обычного в смотре этого года представлены кинематографии Ирана и Украины.

Громкое отсутствие

Драма «Без медведей» иранца Джафара Панахи (триумфатор Венеции-2000 с фильмом «Круг») – о влюбленных, которым мешают быть вместе стереотипы и суеверия, – была отобрана в конкурс еще до очередного ареста постановщика, которого давно преследуют на родине по политическим мотивам. Панахи пришел в тюрьму узнать о причинах задержания своего коллеги, режиссера Мохаммада Расулофа, и тут же был задержан сам. Условный срок за участие в акциях протеста заменили на реальный, и теперь его ждут шесть лет заключения. В поддержку опальных кинематографистов ранее выступили все крупнейшие киносмотры, и Венеция в том числе. В своих интервью директор фестиваля Альберто Барбера подчеркивает, что, хотя кинофестиваль и руководствуется в селекции только художественными критериями, он не может замыкаться и игнорировать происходящие в мире события.

Иранский фокус Венеции более чем очевиден. С Панахи в конкурсе встретится еще один венецианский любимец – Вахид Джалильванд (оба его первых фильма – «Ни даты, ни подписи» и «Среда, 9 мая» – увозили призы). Третья его режиссерская работа – «За стеной», ставшая участницей конкурса, рассказывает о неудачливом самоубийце, который решает помочь девушке – более несчастной, чем он. В параллельных программах будут показаны фильмы и других иранцев – Хумана Сейеди («Третья мировая война» в секции «Горизонты») и дебютанта Ариана Вазирдафтари (триллер в духе Хичкока «Без нее» в «Горизонтах extra»).

Новые имена

Задача киносмотра – не только подтверждать уже существующие репутации, но и открывать новые имена. Одна из самых красивых историй успеха прямо связана с Россией: в 2003 г. никому не известный Андрей Звягинцев со своим фильмом «Возвращение» со скандалом не только увел у живых классиков Гран-при, но и получил второго «Золотого льва» за лучший дебют. В интервью Deadline Барбера выделил четыре не самых заметных конкурсных фильма этого года, на которые обязательно стоит обратить внимание. Это «Сент-Омер» француженки Элис Диоп, «Необъятность» итальянца Эмануэле Криалезе, «Аргентина, 1985», а также «Без медведей» Панахи, который фестивальный директор назвал выдающейся работой.

Широко представлена в программе и Украина. В «Горизонтах» заявлен фильм «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича про двух братьев, которые однажды узнают, что отец, бросивший их в детстве, сейчас умирает в далеком Люксембурге. Вне конкурса состоятся также две документальные премьеры от режиссеров с Украины. В частности, самый титулованный украинский режиссер Сергей Лозница («Счастье мое»), чей предыдущий док «Естественная история разрушения», смонтированный из архивной хроники, показали в Каннах, привезет в Венецию «Киевский процесс», реконструкцию суда над нацистами в 1946 г. Евгений Афинеевский и Алекс Кашпур представят «Свободу в огне» – фильм о том, что происходит со страной в последние полгода. Это своего рода сиквел предыдущей картины Афинеевского о майдане «Зима в огне» (2015 г.), которая тоже была представлена в Венеции, а позднее получила номинацию на «Оскар».

Венеция всегда благосклонно относилась к российскому кино, поэтому так красноречиво российское отсутствие. В интервью американскому индустриальному изданию Deadline Барбера упомянул, что присланных на рассмотрение картин из России и так было немного, а лучшая из них получила господдержку (ее название он не раскрыл), поэтому не могла быть приглашена в программу – такова принципиальная позиция дирекции.

Впрочем, совсем без российского участия фестиваль не обойдется. В программе «Горизонты extra» (или «Новые горизонты»), в которой победителя определяют зрители, участвует новый фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова «Голиаф» о криминальных разборках в вымышленном поселке. Это совместное производство казахстанских компаний Short Brothers и Changepoint и российских All Media (входит в холдинг Start) и «Форест-фильм». В касте – Дмитрий Чеботарев («Майор Гром») и Александра Ревенко («Движение вверх»).

Иногда они возвращаются

Негативные последствия пандемии сглаживаются, завершаются замороженные проекты – и потенциальных хитов, видимо, еще какое-то время будет с лихвой хватать многим фестивалям. В селекции отчасти помогает личная предыстория – призеры прошлых лет при прочих равных нередко отдают предпочтение «родному» фестивалю. В 2008 г. Даррен Аронофски получил «Золотого льва» за «Рестлера» – и вот вновь возвращается на остров Лидо с картиной «Кит», которая отчасти даже напоминает его триумфальный хит 14-летней давности. Снова бескомпромиссная драма, и снова «потухшая» звезда в главной роли. «Рестлер» в свое время, пусть и ненадолго, перезапустил карьеру Микки Рурка. Аналогичные ожидания вызывает и «Кит», задуманный как бенефис Брендана Фрейзера.

Один из самых ярких артистов-комиков 1990-х – начала 2000-х (франшиза «Мумия», комедии «Взрыв из прошлого», «Ослепленный желаниями»), Фрейзер в силу личных обстоятельств надолго исчез из публичного поля, набрал лишний вес и только сравнительно недавно снова вернулся к активной работе. В «Ките» артист играет 270-килограммового преподавателя, который пытается наладить отношения с дочерью после долгой разлуки. Ранее он оставил семью ради любовника-гея (который вскоре скончался), после чего на фоне одиночества и чувства вины стал систематически переедать. К счастью, печальный внешний вид персонажа – это во многом грим и специальный «толстый» костюм. Несмотря на все трудности, в жизни Фрейзер выглядит гораздо лучше своего героя.

За производство «Кита» отвечает компания A24, один из важнейших игроков на рынке независимого американского кино (среди успешных проектов последних лет – sci-fi комедия «Все, везде и сразу», хоррор «Род мужской», адаптация Шекспира «Трагедия Макбета»). Кроме фильма Аронофски, A24 представляет в конкурсе детектив «Вечная дочь» Джоанны Хогг с Тильдой Суинтон о женщине средних лет, которая переезжает с мамой в полный тайн старинный особняк. Также вне конкурса в Венеции покажут новый хоррор студии – «Перл» Ти Уэста, приквел его последнего фильма «X».

Такое широкое присутствие на фестивале A24 опять же свидетельство произошедших перемен. Раньше их сотрудничество сложно было назвать плодотворным. Показательный прецедент произошел в 2019 г., когда Венеция очень хотела взять в конкурс ревизионистский вестерн «Первая корова» Келли Рейхардт, но продюсеры предпочли начать фестивальную жизнь фильма с Берлинале. Видимо, последующие три года убедили, что Венеция как минимум не хуже Канн и Берлина как стартовая площадка для американского инди-кино, – даже если не будет наград, велика вероятность, что фильм не затеряется в общем потоке и будет замечен целевой аудиторией.

Звездный десант

Венеция в полной мере воспользовалась принципиальностью Канн, дирекция которых последовательно выступает в поддержку кинотеатрального проката и бойкотирует фильмы Netflix и других стриминговых сервисов. Но не замечать платформы становится все дороже – они превратились в крупных игроков и на поле авторского кино. Стриминги предлагают режиссерам наряду с творческой свободой большие бюджеты, которые редко могут себе позволить старые студии-мейджоры. В итоге Канны теряют громкие имена – а Венеция приобретает. Если в прошлом году в конкурсе было два фильма Netflix, то в этом их сразу четыре. И среди них будут едва ли не самые ожидаемые премьеры года. Кроме того, за «Золотого льва» с двумя проектами поборется еще и Amazon.

Четыре льва России

Всего в отечественной копилке четыре «Золотых льва». Первый принес Андрей Тарковский с дебютным «Ивановым детством» в 1962 г., второй – Никита Михалков и его «Урга – территория любви» (1991 г.). Наконец, через восемь лет после триумфа «Возвращения» (2003 г.) главную награду Мостры взял Александр Сокуров с «Фаустом» (2011 г.). Успехи России на других киносмотрах «большой тройки» гораздо скромнее. Берлинский «Золотой медведь» доставался советским режиссерам только дважды – Ларисе Шепитько за «Восхождение» в 1977 г. и ровно через 10 лет Глебу Панфилову за «Тему». Каннская «Золотая пальмовая ветвь» и вовсе покорилась всего однажды – картине «Летят журавли» (1958 г.) Михаила Калатозова.

Фестивали не могут игнорировать и Голливуд – красные дорожки во многом обеспечивают надлежащий блеск наградам. И Венеция не скрывает своей крепкой дружбы с ним. За последнюю пятилетку здесь трижды побеждали американские фильмы – и какие! Будущие оскаровские фавориты: «Форма воды», «Джокер», «Земля кочевников». Причем это только верхушка айсберга: конкурс Мостры (как называют фестиваль сами итальянцы) регулярно поставляет и менее заметных номинантов Американской киноакадемии.

Как и Канны, Венеция показывает вне конкурса блокбастеры с амбициями – например, в прошлом году здесь состоялась премьера «Дюны» Дени Вильнева. В этом сентябре звездный десант успешно обеспечит конкурс, где среди прочего есть «Банши Инишира» (на которых режиссер Мартин Макдонах снова свел вместе каст своего хита «Залечь на дно в Брюгге» – Колина Фаррелла и Брендона Глисона) и «Тар», кинобиография вымышленной женщины-дирижера с Кейт Бланшетт («Властелин колец») в заглавной роли.

Вне конкурса, например, покажут триллер Оливии Уайлд (Тринадцать из «Доктора Хауса) «Не волнуйся, солнышко», в котором появится не только она сама, но и Флоренс Пью («Черная вдова»), Гарри Стайлс («Дюнкерк») и Крис Пайн («Звездный путь»). Возглавляет жюри опять же голливудская звезда первой величины – Джулианна Мур («Дитя человеческое»).

Будет что посмотреть и разборчивым синефилам. В неконкурсной программе заявлены сериалы датчан Ларса фон Триера («Королевство. Исход») и Николаса Виндинга Рефна («Ковбой из Копенгагена»), а также короткометражки британки Салли Поттер (самый известный ее фильм – «Орландо» с Тильдой Суинтон) и аргентинки Лукресии Мартель (ее картины «Женщина без головы» и «Святая девушка» боролись за «Золотую пальмовую ветвь»).

Netflix против Amazon

Самый яркий проект Netflix в Венеции, безусловно, «Блондинка» Эндрю Доминика («Ограбление казино»), вольная биография Мэрилин Монро, которую сыграла Ана де Армас, звезда детектива «Достать ножи» и последней серии бондианы «Не время умирать». Ажиотаж вокруг проекта давно подпитывают скандалы, связанные как с кастингом (пуристам не дает покоя кубинский акцент Армас), так и с откровенными сексуальными сценами. В прессу просочились подробности конфликта режиссера с продюсерами, которые требовали вырезать самые потенциально скандальные фрагменты. В итоге фильм все-таки выйдет в авторской версии, пусть и с жестким зрительским рейтингом.

Откроет фестиваль еще один конкурсный фильм от стриминг-гиганта – «Белый шум», хоррор-комедия классика американского инди-кино Ноа Баумбаха, который был здесь три года назад с драмеди «История про супружество». Главные роли – профессора колледжа, который изучает Гитлера, и его жену, мать четырех детей, – играют любимые артисты режиссера Адам Драйвер (новые «Звездные войны», «Дом Гуччи») и Грета Гервиг («Милая Френсис»). Сценарий основан на романе американского постмодерниста Дона Делилло и расскажет об удивительных последствиях одной железнодорожной аварии.

С заставки Netflix начнется работа пятикратного лауреата премии «Оскар» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, постановщика «Бердмена» и «Выжившего». Фильм называется «Бардо», и это (согласно авторскому жанровому определению) «ностальгическая комедия» про мексиканского журналиста, который вернулся на родину и предается размышлениям о смысле жизни. Также стриминг вложился во французский боевик «Афина» Ромена Гавраса (снимал клипы для M.I.A. и Канье Уэста), сына великого режиссера Коста-Гавраса («Дзета»). Сюжет держится в тайне, известно только, что это история про трех братьев и тот хаос, что принесла в их жизнь смерть самого младшего.

Что до проектов Amazon, то, во-первых, это «Целиком и полностью», ужасы пополам с романтической мелодрамой от итальянца Луки Гуаданьино, который на этом проекте воссоединился со звездой своего главного хита «Назови меня своим именем» Тимоти Шаламе («Дюна»). Но солирует в картине вовсе не он, а актриса Тейлор Рассел (хоррор-франшиза «Клаустрофобы»). Она играет девушку с не вполне здоровыми наклонностями, которая, потеряв мать, отправляется в путешествие в поисках отца. На главный приз претендует и первый аргентинский Amazon original – триллер «Аргентина, 1985» Сантьяго Митре, основанный на реальных событиях, произошедших в означенном году. Группа молодых юристов и опытный прокурор, представляя интересы жертв военной хунты, подают в суд на государство.