Суд отменил охрану товарного знака «Афиша» для обучения, программирования и продажи товаров

«Яндекс» и другие компании смогут пользоваться этим знаком для таких услуг
«Яндексу» удалось аргументировать свою заинтересованность в отмене охраны знака для указанных услуг, предоставив доказательства, что компания их уже оказывает/ Евгений Разумный / Ведомости

Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) оставил без изменения решение СИП от 28 марта 2022 г., которое отменило охрану товарного знака (ТЗ) «Афиша» для услуг по воспитанию, обеспечению учебного процесса, программированию и реализации товаров, следует из картотеки арбитражных дел. Решение президиума вступило в силу со дня его принятия – 15 декабря 2022 г., но может быть обжаловано в судебной коллегии Верховного суда (ВС) РФ в течение двух месяцев, следует из текста документа.

Истцом по делу выступает ООО «Яндекс» – российское юрлицо компании «Яндекс», ответчиком является ООО «Компания Афиша» (входит в холдинг Rambler & Co, который принадлежит «дочке» «Сбера» «Сберинтертеймент»). Ответчик владеет правами на товарный знак «Афиша» с 2001 г. (всего 42 класса услуг). В качестве третьего лица к делу привлечена Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Спор между компаниями ведется с 2019 г. – с момента регистрации «Яндексом» ТЗ «Яндекс Афиша», который через год был аннулирован Роспатентом по жалобе ООО «Компания Афиша». Затем СИП в 2020 и 2022 гг. отказал «Яндексу» в признании недействительным решения Роспатента. Сейчас в СИП рассматриваются еще три иска «Яндекса» к «Компании Афиша» по досрочному прекращению охраны товарных знаков «Афиша.ru», «Мобильная «Афиша» и «Пикник «Афиши».

Охрана ТЗ «Афиша» была досрочно прекращена, поскольку «Компания Афиша» в течение последних трех лет не использовала его для оказания услуг на постоянной основе (ст. 1486 Гражданского кодекса РФ), следует из текста решения СИП от 28 марта 2022 г.

Также «Яндексу» удалось аргументировать свою заинтересованность в отмене охраны знака для указанных услуг, предоставив доказательства, что компания их уже оказывает. Но суд в прошлом марте сохранил за «Компанией Афиша» право на охрану товарного знака для развлекательных услуг. В качестве доказательства компания предоставила скриншоты с информацией о YouTube-канале «Афиша видео», лайфстайл-издании «Афиша daily», сайте журнала TechInsider.

«Яндекс Афиша», по собственным данным, занимает 40% рынка билетных сервисов и является его лидером. Весь рынок афишных исполнительских мероприятий в 2021 г., по данным отраслевого информагентства InterMedia, составил 191,1 млрд руб.

«Компания Афиша» под брендом «Афиша» развивает билетный сервис, мобильное приложение, «Афишу daily» и летний фестиваль «Пикник «Афиши» (последний раз проводился в 2019 г.). В 2021 г. выручка ООО «Компания Афиша» составила 226,5 млн руб., а чистый убыток – 47,9 млн руб., следует из базы «СПАРК-Интерфакс».

«Яндекс Афиша» не предоставляет услуги по обучению, но у «Яндекса» есть ряд образовательных активов – цифровая платформа «Яндекс Учебник», онлайн-школа «Яндекс Практикум», «Яндекс Академия», а также сервис ClickHouse (система управления базами данных). Исковые требования «Яндекса» могут быть и не связаны с планами компании по развитию продуктовой линейки, считает президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Так «Яндекс» минимизирует риски, которые могут возникнуть с товарными знаками в смежных отраслях».

Решение президиума СИП повысит шансы «Яндекса» зарегистрировать товарные знаки со словом «Афиша», считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. Каждой заявке «Яндекса» на обозначение со словом «Афиша», как поясняет он, Роспатент ранее должен был противопоставлять уже зарегистрированные ТЗ «Компании Афиша».

«Если часть из них прекращается досрочно, то ценность ТЗ «Афиша» одноименной компании снижается, а вероятность того, что Роспатент зарегистрирует товарный знак «Яндекса», наоборот, повышается», – считает эксперт.

В «Яндексе» отказались от комментариев. Представитель компании «Сбер» переадресовал запрос «Ведомостей» в Rambler & Co, где на момент публикации на него не ответили.

После вступления в силу решения президиума СИП Роспатент должен внести изменения в регистрацию товарного знака и после снятия охраны любая компания сможет пользоваться им для оказания указанных в решении суда услуг, говорит адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Владимир Энтин.

Теоретически у «Компании Афиша» есть возможность обжаловать решение президиума СИП в ВС, но фактически пересмотр очень маловероятен, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

«Основу этого дела составляет спор о том, что подпадает или не подпадает под виды услуг, на которые распространяется охрана товарного знака. С юридической точки зрения это спор по поводу правильности установления фактов, который не относится к компетенции ВС», – поясняет Энтин.

Фактические обстоятельства ВС действительно не переоценивает, говорит Кравченко. Вынесет ВС это дело на рассмотрение или нет, по его словам, будет зависеть от аргументированности жалобы, но статистика не в пользу заявителей: существенную часть жалоб ВС не истребует для пересмотра.