Роскомнадзор раскрыл поступающие в Единый реестр данные о бюджетах интернет-рекламы
Но закон о маркировке пока выполняют далеко не все участники рынкаОбщая сумма рекламных бюджетов, которые были зарегистрированы в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) в октябре – декабре прошлого года, составила более 70 млрд руб., сообщил «Ведомостям» представитель Роскомнадзора (РКН). Служба, согласно закону о маркировке рекламы, осуществляет сбор, учет и хранение информации об интернет-рекламе. Данные в ЕРИР сейчас передают порядка 5,7 млн рекламодателей и рекламораспространителей, уточнил представитель РКН.
Закон о маркировке интернет-рекламы вступил в силу 1 сентября 2022 г. Согласно ему, рекламодатель, рекламораспространитель и операторы рекламных сетей должны передавать в ЕРИР полную информацию о каждом рекламном материале. До запуска кампании – сроки ее проведения, сведения о содержании рекламы, номера и дату контрактов в рамках размещения материала и т. д. А после окончания кампании – статистику о показах объявления, полученной оплате за услуги. На каждый рекламный материал, как следует из текста закона, необходимо ставить пометку «реклама», указывать в нем сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных.
Отправлять данные в ЕРИР и получать токены на рекламные материалы участники рынка могут только через операторов рекламных данных (ОРД): с октября 2022 г. этот статус был присвоен ООО «Яндекс оператор рекламных данных» («Яндекс»), ООО «Озон ОРД» (Ozon), ООО «ОРД-А» (AmberData), ООО «Лаборатория разработки» («Сбер»), ООО «Первый ОРД» («Вымпелком», известный под брендом «Билайн»), ООО «ВК рекламные технологии» (VK), ООО «Медиаскаут» (МТС). После передачи в ЕРИР сведения о рекламе становятся доступны регулирующим ведомствам – РКН, ФАС и ФНС.
Информацию в ЕРИР пока отправляют не все участники рынка. По словам руководителя продуктов компании «Первый ОРД» Антона Айвазова, по итогам января свою рекламу зарегистрировали 73% клиентов оператора, только 53% из них передали в ЕРИР отчеты по результатам кампаний. Представитель оператора «Медиаскаут» указывает, что в декабре – январе акты выполненных работ зарегистрировали более 30% его клиентов.
Закон о маркировке рекламы пока не заработал в полной мере, признают и в РКН. Начальник управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия РКН Мария Смелянская на круглом столе издания «Деловой Петербург» 1 февраля сообщила, что штрафовать с 1 марта 2023 г. за невыполнение положений закона не будут. Ответственность будет введена, но когда именно, представитель РКН не уточнила. Необходимость переноса, как пояснила Смелянская, возникла в связи с тем, что регулятор сейчас накапливает данные об ошибках участников рынка, чтобы «правильно сконструировать состав правонарушения».
Продление переходного периода, вероятно, связано с пробелами в информировании участников рынка, считают в OMD OM Group, АДВ и Ассоциации блогеров и агентств (АБА).
Например, у рынка на текущий момент нет четких разъяснений, как маркировать бартерную рекламу, а также рекламу в стримах и прямых эфирах, поясняет юрист АБА Анастасия Красникова.
Существуют сложности и со сдачей отчетности по рекламным материалам с «вечным» размещением: они не удаляются со страницы в интернете после истечения контракта с рекламодателем, но по закону по ним также необходимо ежемесячно передавать отчетность по просмотрам в ЕРИР, добавляет она. Например, к таким материалам относятся статьи на правах рекламы, поясняет коммерческий директор АО «Бизнес ньюс медиа» (издатель газеты «Ведомости») Мила Макарова.
Кроме того, с разъяснениями по регулированию рынка на текущий момент еще не выступила ФНС, отмечает руководитель юридического департамента OMD OM Group Екатерина Клещова: «Не ясно, какие налоговые последствия могут наступить, если одно звено в цепочке размещения рекламы не предоставит данные и в результате в ЕРИР попадет некорректная информация».
У ОРД и ЕРИР есть и технические недоработки, отмечают в АДВ и Group4Media. «Так, у некоторых ОРД до сих пор не настроена возможность загрузки данных в формате Excel, в связи с этим каждый акт необходимо вносить в систему вручную», – отмечает руководитель юридического направления агентства «АДВ медиа» Екатерина Барташ.
Фиксируются задержки в передаче информации между ОРД и ЕРИР: часто данные в реестре РКН появляются только после обращения в техническую поддержку реестра, знает руководитель отдела размещения и сопровождения сделок по цифровым медиа Group4Media Екатерина Решетова. Кроме того, как отмечает она, у части ОРД интерфейс практически не дорабатывался: «Это приводит к высоким трудозатратам при их использовании и невозможности проконтролировать корректность заполнения отчетов и подгрузки информации».
Представитель VK отметил, что компания ведет открытый диалог с партнерами, участниками рынка и представителями РКН и ФАС по уточнению правоприменения закона. А представитель «Сбера» подтвердил, что с технической точки зрения фиксируется проблема с хранением и загрузкой объемных файлов и видео. В Ozon и «Яндексе» не ответили на запрос «Ведомостей».
Но, несмотря на то что РКН пока не вводит административную ответственность за отсутствие маркировки интернет-рекламы, штрафы за отсутствие пометки «реклама» и данных о рекламодателе уже действуют, напоминают в АБА, NMi Group и Media Direction Group. За нарушение этих требований, согласно ст. 14.3 КоАП РФ, штрафы для граждан составляют от 2000 до 2500 руб., для должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб., для юрлиц – от 100 000 до 500 000 руб.