Темпы роста edtech-рынка в 2022 году упали с 70 до 18%

Это связано со снижением спроса, изменением платежеспособности россиян и уходом из страны западных рекламных платформ
Среди сегментов самый большой рост в 2022 г., по данным Smart Ranking, показало детское образование / Андрей Гордеев / Ведомости

Выручка топ-100 Edtech-компаний по итогам 2022 г. выросла на 17,95% до 87 млрд руб., следует из данных аналитического агентства Smart Ranking. В 2021 г. темпы роста рынка составили 70%, оценивают там же.

Одна из ключевых причин, которые привели к снижению темпов роста всего edtech-рынка, – падение платежеспособности населения, считает гендиректор онлайн-школы «Нетология» Марианна Снигирева. Еще один фактор, добавляет она, это уход из России ряда зарубежных онлайн-площадок, через которые школы продвигали свои курсы: Instagram и Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России), Google Ads.

Отчасти замедление темпов роста связано и с тем, что проходит эффект бума спроса на Edtech, который начался в 2020 г., говорит основатель агентства Smart Ranking Дарья Рыжкова: «Это закономерная динамика бурного притока аудитории и, соответственно, выручки во время пандемии, когда люди не выходили из дома и могли обучаться только дистанционно».

Среди сегментов самый большой рост в 2022 г., по данным Smart Ranking, показало детское образование – 28,9% (до 26,8 млрд руб.). На 25,8% увеличился сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО; до 30,8 млрд руб.), на 10,9% – сегмент обучения иностранным языкам (9,4 млрд руб.). И, что примечательно, вырос спрос на курсы по китайскому языку, отметил исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов. А вот сегмент бизнес-образования показал отрицательную динамику, упав сразу на 21,7% до 9,7 млрд руб.

С оценкой динамики сегментов ДПО и детского образования согласились в «Нетологии», Ultimate Education, «Учи.ру», «Интернетуроке» и Maximum Education. Темпы роста сегмента иностранных языков были чуть выше и составили 15%, оценил Айнетдинов. Руководитель образовательного центра «Контур.Школа» Евгения Герман отметила, что бизнес-сегмент действительно упал, но менее чем на 22%. Свою оценку динамики она не привела.

Ключевым фактором роста сегмента детского образования стало то, что родители даже в кризисные периоды отказываются экономить на обучении детей, говорит гендиректор Maximum Education Михаил Мягков. «В условиях нестабильности им, наоборот, хочется заложить фундамент для их будущего», – отмечает он.

Для рынка ДПО драйвером выступили курсы по IT, отмечают в Skillbox, «Яндекс.Практикуме» и «Нетологии». Курсы по программированию стали самым динамично растущим тематическим направлением в онлайн-школе Skillbox за январь – ноябрь 2022 г.: выручка от их продажи выросла на 18% к прошлому году, говорит ее операционный директор Антон Копылов. Рост спроса на курсы по программированию подтверждает и Снигирева: в «Нетологии» по итогам года он составил 43%.

Падение сегмента бизнес-образования может быть связано с тем, что у россиян сократился горизонт планирования, говорит руководитель Edtech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина. А бизнес-курсы, как правило, длинные, срок их прохождения составляет до двух лет, поясняет она. Кроме того, в кризисный период люди склонны больше держаться за стабильную работу, чем начинать свой бизнес, добавляет Рыжкова.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка и эксперты считают, что по итогам 2023 г. Edtech-рынок не восстановит прежние темпы роста и покажет динамику роста на 10–30%.

Копылов и Рыжкова думают, что рост рынка составит до 20% в 2023 г. Более позитивны в своих прогнозах Айнетдинов, Снигирева и гендиректор «Интернетурока» Ольга Хасякова: по их оценке, рынок может увеличиться до 30%. На динамику рынка онлайн-образования будет влиять общая экономическая ситуация в стране, стабильность работы рекламных площадок, качество интернет-трафика, говорит Рыжкова. Поддерживать рынок будет растущий спрос на удаленную работу, добавляет Снигирева.

Несмотря на снижение динамики роста рынка, Edtech находит новые драйверы, резюмирует Царевская-Дякина. По ее словам, отсутствие долгосрочного планирования ускорило переход аудитории к новым образовательным форматам – коротким и модульным курсам, из которых можно поэтапно собрать индивидуальную программу.