Экспортные сборы российских фильмов в 2022 году почти не снизились

Наиболее популярны за рубежом отечественные мультфильмы
Кадр из мультфильма «Большое путешествие. Специальная доставка»/ Лицензионные бренды / План 9

Российские фильмы в 2022 г. заработали в зарубежном кинопрокате $17,1 млн, следует из данных, представленных по запросу «Ведомостей» отраслевым изданием «Бюллетень кинопрокатчика». Это лишь на 6% ниже, чем в 2021 г. ($18,2 млн), но в 3 раза меньше показателя допандемийного 2019 года. ($52,5 млн). В прошлом году за рубежом работали 62 полнометражные отечественные кинокартины, практически столько же, сколько в 2021 г. (63 фильма).

В России сборы в 2022 г. упали на 41,9% до 23,7 млрд руб. Такое снижение обусловлено тем, что с марта 2022 г. голливудские мейджоры перестали выпускать в России свои киноновинки. А именно фильмы американских студий аккумулировали ранее львиную долю российского бокс-офиса.

Из-за СВО на Украине и введенных в отношении России санкций для большинства наших фильмов закрылись североамериканский рынок и ряд европейских стран. В частности, Германия, традиционно входившая в топ-5 территорий по прокату российских фильмов, в 2022 г. не вошла даже в топ-10.

Но геополитическая ситуация не помешала Италии стать в прошлом году крупнейшим импортером российской кинопродукции (почти $2 млн), потеснив многолетнего лидера – Китай ($1,6 млн). Изменение позиции Китая связано с тем, что в 2022 г. в этой стране еще действовал ряд антиковидных ограничений. На третьей строчке – Мексика: сборы кинолент наших продюсеров здесь составили почти $1,5 млн.

Между тем европейские санкции отразились на дистрибуции российских фильмов во Франции, которая традиционно была для нас крупным рынком. В 2018 г. эта страна занимала вторую строчку среди импортеров отечественных кинорелизов, а в 2022 г. переместилась на седьмую. Сборы российских фильмов здесь составили $945 500, половина из них пришлась на военную драму Вадима Перельмана «Уроки фарси», показ которой стартовал еще в 2021 г.

В рейтинге самых кассовых отечественных фильмов за рубежом в 2022 г. места с первого по четвертое заняли российские анимационные ленты. Лидер – вторая часть анимационной франшизы «Большое путешествие. Специальная доставка» (создатели – студии «Лицензионные бренды» и «План 9»), ее сборы составили $2,6 млн (в России кассовые сборы мультфильма составили 168 млн руб. – здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). Мировая касса первой части этой франшизы, которая вышла в 2019 г., составила, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», $7,2 млн (российские сборы – 161,4 млн руб.).

На второй строчке за рубежом в 2022 г. «Щелкунчик и волшебная флейта» ($2,4 млн, сборы в России – 110,1 млн руб.), на третьей – «Бука. Мое любимое чудище» ($1,7 млн, в России – 161,2 млн руб.), на четвертом – новая часть франшизы «Снежная королева: Разморозка» ($1,6 млн, в России вышла только 16 февраля 2023 г., сборы – 99,2 млн руб.). Замыкает топ-5 по сборам в зарубежном прокате российский хоррор «Ряд 19» ($1,5 млн, сборы в России – 16,1 млн руб.).

Топ-5 отечественных анимационных лент в российском прокате отчасти пересекается с релизами, имевшими успех за рубежом, следует из данных «Бюллетеня кинопрокатчика» и ЕАИС. Первую строчку в прокате нашей страны в 2022 г. занимала пятая часть франшизы «Иван Царевич и Серый волк» (сборы – 499,9 млн руб.). Второе место у «Финника» (442,6 млн руб.), третье – у анимационной ленты «Кощей. Похититель невест» (199,9 млн руб.). На четвертой строчке лидер зарубежного проката – «Большое путешествие. Специальная доставка», на пятом – «Бука. Мое любимое чудище».

Продюсер франшизы «Большое путешествие» Роман Борисевич объясняет ее успех за рубежом качеством самих фильмов и тем, что в основе их сюжета увлекательные истории. Свою роль сыграло и то, отмечает он, что к российской анимации в мире относятся более лояльно, чем к кино: «Последние геополитические события анимации коснулись в меньшей степени, поскольку рисованные персонажи, скажем так, меньше нервируют зарубежного зрителя. Российские актеры и режиссеры могут быть восприняты как пропаганда, даже если и не являются, по сути, таковыми».

С Борисевичем соглашается и главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. По его словам, анимационные проекты – менее токсичный продукт для иностранных покупателей: «У нас есть специалисты, которые, как показывает опыт, могут сделать анимацию, качеством не уступающую иностранной. В новых условиях отечественным продюсерам стоит обратить еще больше внимания на мультфильмы».

Восстановление экспорта российского киноконтента к уровню 2019 г. Борисевич и Нечаев связывают с возобновлением спроса со стороны крупных стран-импортеров, в первую очередь Китая, где пандемийные ограничения были сняты в начале 2023 г.

«У экспорта нашего кино с точки зрения территорий уже есть устоявшаяся конфигурация, и вряд ли она кардинально изменится в ближайшее время», – резюмировал Борисевич.