РСПП раскритиковал законопроект о запрете латиницы в рекламе

Его принятие приведет к существенным расходам для предпринимателей и осложнит легальный оборот товаров западных брендов, считают в организации
Опрошенные «Ведомостями» юристы и участники рынка разделяют точку зрения РСПП, что предлагаемые нормы являются избыточными/ Максим Стулов / Ведомости

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил против законопроекта, запрещающего использование латинского алфавита в рекламных объявлениях. Это следует из письма президента организации Александра Шохина, которое он направил 14 марта председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Его подлинность подтвердил «Ведомостям» Вячеслав Судьин, ответственный секретарь комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям, которая готовила заключение на законопроект. Топилин сообщил «Ведомостям», что пока не получил письма РСПП, но готов изучить аргументы организации. 1 марта отрицательный отзыв на этот законопроект в комитет Госдумы по экономической политике направило правительство России.

Поправки в ст. 5 ФЗ «О рекламе» были внесены в Госдуму 1 декабря 2022 г. сенаторами от Республики Крым Сергеем Цековым и Ольгой Ковитиди (оба – «Единая Россия»). Авторы законодательной инициативы предлагают отнести к недопустимым элементам рекламы использование некириллических алфавитов. Действие новой правовой нормы, согласно тексту законопроекта, не будет распространяться на указание фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию. Сейчас в российской рекламе преобладают иноязычные элементы, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Но именно кириллическая письменность является основой культурного кода россиян, указано там же.

Действующее регулирование сферы рекламы в полной мере соответствует законодательству о государственном языке, а сама инициатива является избыточной, считают в РСПП. ФЗ «О рекламе», как следует из заключения комиссии РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям (также есть в распоряжении «Ведомостей»), уже содержит требование соблюдать ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при производстве, размещении и распространении рекламы. Кроме того, в ст. 5 ФЗ «О рекламе» указано, что в рекламе не допускается «использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации», говорится в письме РСПП. За нарушение этой нормы, согласно ст. 14.3 КоАПа, предусмотрен административный штраф: для граждан он составляет до 2500 руб., для должностных лиц – до 20 000 руб., для юрлиц – до 500 000 руб.

В то же время кириллическое написание международных терминов, физических величин и характеристик товаров, которые не имеют эквивалентов в русском языке (WiFi нужно будет писать как «Вайфай», LTE как «Элтэе», ID как «Айди» и т. д), может ввести потребителей в заблуждение, сказано в обращении РСПП. При этом буквальный перевод, к примеру, слова Bluetooth (англ. «голубой зуб») приведет к искажению его смысла.

Также законопроект, как следует из письма Топилину, приведет к «существенным расходам» для российских предпринимателей: чтобы сохранить привычное для пользователей наименование своих продуктов, они вынуждены будут начать дополнительно регистрировать товарные знаки. При этом легальный оборот товаров западных брендов, которые не зарегистрировали свой товарный знак в России, сильно осложнится, считают в РСПП.

До 500 000 руб.

составит штраф для юрлиц согласно ст. 14.3 КоАП, для должностных лиц – до 20 000 руб., для граждан – до 2500 руб.

Кроме того, как отмечают в РСПП, законопроект ущемляет права граждан Российской Федерации на свободное использование родного языка. Карельский и вепский языки полностью основаны на латинице, а в калмыцком, башкирском, тувинском, хантыйском, эвенкийском и татарском используются символы, идентичные или схожие с латинскими или греческими.

Еще один аргумент против принятия законопроекта, как отмечается в обращении союза, заключается в том, что реклама не всегда направлена на граждан России, но и на туристов из других стран: «Принятие законопроекта приведет к существенным негативным последствиям для рынка въездного туризма и снижению доходов федерального и местных бюджетов».

Опрошенные «Ведомостями» юристы и участники рынка разделяют точку зрения РСПП, что предлагаемые нормы являются избыточными. О поддержке обращения союза и содержащихся в письме тезисов сообщили «Ведомостям» представители «Мегафона», Ozon и МТС.

Сейчас в рекламных блоках брендированных салонов операторов рекламируются, например, новые модели смартфонов. В случае если законопроект будет принят, операторы не смогут интегрировать в свою рекламу упоминание товара зарубежного бренда, который не зарегистрировал свой товарный знак в России, отметил представитель МТС.

В российском законодательстве закреплен русский язык как государственный, но у кириллицы отсутствует какой-либо статус, говорит адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. Соответственно, издавать законодательный акт, который обяжет заменить все слова, написанные латиницей, на кириллицу, как считает он, не представляется целесообразным.

«Для выборочной замены придется издать перечень слов и описания ситуаций, в которых они подлежат замене», – уверен Энтин.

В случае принятия законопроекта нагрузка на Роспатент возрастет в разы, уверен управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. Сейчас, по его словам, служба регистрирует товарные знаки с полезной для бизнеса целью – защитить права компании на бренд, а если законопроект будет принят, ей придется заниматься ненужной бюрократической работой. «Роспатенту придется обрабатывать тысячи формальных заявок на регистрацию товарных знаков, которые будут нужны только для того, чтобы продолжить рекламу товаров под привычными для россиян наименованиями», – резюмировал Кравченко.